Презентация Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка


Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка Черникова Светлана Николаевна,учитель русского языка и литературыМКОУ «ООШ № 26» Знание только тогда знание,когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью. Л.Н. Толстой Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Цель проблемной технологии - приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Общая схема урока в технологии проблемного обучения Целеполагание Создание проблемной ситуации Анализ проблемной ситуации Поиск способов решения Решение проблемной ситуации Применение знаний и рефлексия Итоговый контроль Познавательная проблема - противоречие между знанием и незнанием, которое разрешается путем поиска ответов на возникающие вопросы. Приемы создания проблемной ситуациипроблемное изложение проблемная демонстрациямыслительный проблемный экспериментигровая проблемная ситуация практическое задание на «ошибку»проблемный вопрос Поиск решения проблемы, вывода из проблемной ситуации можно организовать с помощью следующих методических приемов: подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешенияизлагать различные точки зрения на один и тот же вопрос побуждать сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуацииставить проблемные задачи с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибкамипобуждать к исследовательской деятельности, самостоятельному изучению информации Формы организации учебной деятельности Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Расскажите о значении частиц, опираясь на текст стихотворения. Осталась я – часть речи и частица,Встречаюсь вам почти на всех страницах.Могу оттенки придавать значеньям,Могу усилить их без напряженья.Могу помочь я форм образованью,Когда Глагол на службу призовет,Могу вообще подвергнуть отрицаньюВсе то, что кто-нибудь произнесет Примеры проблемных ситуаций Примеры проблемных ситуаций Проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете? 1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. 2) Машина ехала по лесной дороге, под колесами шуршали листья, булькала вода, в радиаторе дремали пассажиры.(проблемная ситуация создается практическим «заданием на ошибку») Посмотрите на два столбика слов. Что заметили общего? В чем различие?Мяч дочьшалаш печькамыш мышьЗначит, какая тема урока? Примеры проблемных ситуаций (проблемная ситуация создается подводящим диалогом) С, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для отдыхать, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить Лингвистическая сказка (проблемная ситуация создается мыслительным экспериментом) 1) Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить2) Жизнь, увлечение3) Ты, она4) С, для5) Если, и6) Охотно, правильно, умело7) Интересный, полезный8) Же если ты учиться с увлечение работать же охотно умело отдыхать жизнь строить правильно и сделать интересный она полезный Если ты учишься с увлечением работаешьохотно отдыхаешь умело жизнь строишьправильно сделай же её интересной иполезной Если ты учишься с увлечением ,работаешь охотно, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной! Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.         Конфуций (450 г. до н.э.)