Презентация на тему Методика индивидуального подхода к учащимся в воспитательном процессе


Методика индивидуального подхода к учащимся в воспитательном процессе
Актуальность Индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование мето­дики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и вос­питания учеников в данном классе, от верного определения уров­ня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, ком­петентности, профессионализма и педагогического опыта учи­теля. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Индивидуальный подход  Определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами харак­тера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и дея­тельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е.Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:установление и развитие деловых и межличностных контак­тов на уровне «учитель—ученик —класс»;уважение самооценки личности ученика;вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.


5 этапов индивидуальной работы с детьми На первом этапе работы с подросткам педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитанияНа третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьникаНа четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными детьми является корректированиеstyle.fontFamilystyle.fontStylestyle.fontWeightstyle.textDecorationUnderline


Методы и приемы педагогического взаимодействияМетоды перевоспитанияНазначениеКонкретные способыи приемыПереубеждениеКоренное изменение оправдательных моти­вов неправильного по­ведения, формирова­ние социально ценныхОбщественное мне­ние, переубеждение словом, делом, при­мером, создание со­циально ценного ин­дивидуального жиз­ненного опытаПереучиваниеУстранение отрица­тельных привычек, не­здоровых потребнос­тей, неправильных действий. Изменение жизненного опытаЗапрет, контроль, проверка выполнения требований, включе­ние в активную соци­ально ценную дея­тельность, поддержка положительных про­явленийВзрывРазрушение отрица­тельных качеств, нега­тивного стереотипа поведенияНагнетание отрица­тельных переживаний до предела, доведе­ние до абсурда нега­тивного в поведении подростка«Реконструкция» характераВнесение определен­ных корректив в духов­ный мир ребенка, со­храняя ценное, устра­няя отрицательноеСистема перспек­тив, выделение веду­щего положительного качества, составление программы реконст­рукцииПереключениеИзменение направ­ленности, переориен­тация на следование положительному при­меруМетоды и приемы организации социаль­но ценной деятельно­стиПоощрение и наказаниеСтимулирование по­ложительного поведе­ния, сдерживание от­рицательногоСистема поощре­ний и наказаний с поправкой на трудно-воспитуемостьСамоисправлениеРазвитие активности подростков в пере­стройке и переделке своего характераСамоанализ, само­оценка, самоприучение самоупражнение, самоосуждение,самонаказаниеr
Заключение До сих пор речь шла об индивидуальном подходе к воспитанию как средству предупреждению и устранения определенных негативных качеств отдельных учащихся. Вместе с тем, индивидуального подхода в воспитательной работе с группой требует все учащееся, ибо каждый учащийся - это личность с присущими только ей индивидуальными качествами. Индивидуальный подход воспитателя к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах, основные из них - это оказание помощи в подготовке воспитания на собрании, на конференции, совет в выборе кружков, секции. Индивидуальные беседы на различные житейские темы и т.п. так как во время учёбы каждый учащейся проявляется по своему, индивидуально, что требует соответствующего индивидуального отношения к нему воспитателя. Главное во всех индивидуальных контактах воспитателя с учащимися - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения учащихся, их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу, а самое главное: Чтобы быть услышанным, нужно говорить, Но еще важней учиться слушать. Воспитатель может чудеса творить, понимая досконально душу. А понять подростка можно лишь тогда, если жить не параллельно - рядом. И только тогда можно добиваться положительных результатов.   


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!