Презентация Формирование положительной мотивации обучающихся и педагогов — важнейшее условие повышения качества образования


Формирование положительной мотивации обучающихся и педагогов – важнейшее условие повышения качества образованияМатериалы к педсовету подготовилаГайна Д.А.
style.rotation
ppt_y
«…С удовольствием хожу к тому учителю на урок, где мне интересно...» (цитата из сочинения)
style.rotation
style.rotation
МотивацияОдна из самых сложных задач психологииПредставление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы:Почему?Зачем?Для какой цели?Ради чего?Какой смысл?
ppt_y



Определение мотивации.Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Виды мотивацииВнешняя мотивацияВнутренняя нравственно – волевая мотивацияВнешне положительные.Внешне отрицательные.(Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.)(Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)

ppt_y

style.rotation
Мотивация на каждом этапе урока 1-й этап. Возникновение мотивации2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации3-й этап. Мотивация завершения
ppt_y
ppt_y
ppt_y 1-й этап. Возникновение мотивации1) зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.);2) вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.);3) усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.)

2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивациичередование разных видов деятельности; чередование материала различной степени трудности и оценивания, вызывающее положительные или отрицательные эмоции; удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности;поисковая деятельность учащихся;- самоконтроль и самооценка.
style.rotation


3-й этап. Мотивация завершенияЗдесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, то есть положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо:усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой учителя;позитивное восприятие одноклассников и самих себя ;-создана в классе атмосфера взаимного уважения, доверия и тепла.


Какие мотивы побуждают школьников учиться.Начальная школаВедущие мотивы:- чувство долга- престижная мотивация – желание получить высокую отметку;- мотив избегания санкций.Основная мотивация: внешняя. Мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения. Подростковая школаСтойкий интерес к определенному предмету.Мотив избегания неудачи.Желание иметь высокую отметку, даже если она не подкрепляется знаниями как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.Познавательный интерес побуждает учиться высокомотивированных.Мотивация, вызванная подростковыми установками Старшая школаМотивация продолжения образования.Выбор приоритетов при изучении предметов с позиции будущего.Значимость отметки как мотиватора снижается, она выступает как критерий качества знаний.Мотивация достижения высоких результатов по значимым предметам.Начинает преобладать внутренняя, собственная мотивация.

Два основных вопроса мотивации:1. К чему побуждать? → вопрос направленности   2. Как побуждать? → вопрос энергии
ppt_y
ppt_y            Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.           
ppt_y Мотивация,  лежащая  в самой  учебной  деятельностиСвязанна  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)Заложена  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯВнутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы — в душе человека, а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
Условия хорошей мотивацииучебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными;важно определить достаточно времени на работу;деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер;оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев;стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей;положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.
ppt_y
ppt_y Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.Увлечённость предметом.Любовь к работе.Доброжелательное отношение к учащимся.Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).Стремление к максимальной гибкости.Способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учащихся.Умение придать личностную окраску преподаванию.Владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation .Лучшая мотивация всегда приходит изнутри. Майкл Джонсон

ppt_y
style.rotation Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии.  Иерархия потребностей человека Мотивы профессиональной деятельности12345В очень незначительной мереВ достаточно незначительной мереВ небольшой, но и в немаленькой мереВ достаточно большой мереВ очень большой мере1. Денежный заработок11662. Продвижение по работе51723.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег43514.Попытка избежать возможных наказаний или неприятностей64375. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других1686.Удовлетворение от процесса и результата работы867.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности284Анализ результатов обследованияШкала мотивов профессиональной деятельностиВсего обследовано 14 педагогов. ВМ 60ВПМ 35,3ВОМ 37,5Т.О. ВМ> ВОМ> ВПМ ВЫВОД: Предпосылки к синдрому профессионального выгорания Анкета «Выявление навыков по организации мотивационной среды на уроке» Инструкция: Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы обучающихся на уроке. По каждому из предложенных методов поставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – применяю регулярно; 1 – применяю иногда; 0 – не применяюОценка уровня педагога: 48 – 56 баллов - оптимальный 36 – 47 баллов - достаточный 22 – 35 баллов - низкий


{073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}III1.Эмоциональные методы мотивации поощрение порицание учебно-познавательная игра создание ситуации успеха cтимулирующее оценивание свободный выбор задания удовлетворение желания быть значимой личностью 3. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт познавательный интерес создание проблемной ситуации побуждение к поиску альтернативного решения выполнение творческих заданий «мозговая атака» развивающая кооперация2.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезнымОтечеству побуждение подражать сильной личности создание ситуации взаимопомощи поиск контактов и сотрудничества заинтересованность в результатах коллективной работы взаимопроверка рецензирование4. Волевые методы мотивации информирование об обязательных результатах обучения формирование ответственного отношения к учёбе предъявление учебных требований познавательные затруднения самооценка деятельности и коррекция рефлексия поведения прогнозирование будущей деятельности Спасибо за внимание!
Проект решения педсоветаУчитывая актуальность данной темы для повышения качества образования, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование положительной мотивационной сферы учащегося.Продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации обучения учащихсяКаждому учителю, классному руководителю составить уровневую карту учебной мотивации учащихся.С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей.Подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации обучения школьников с учетом возрастных особенностей и разместить его для педагогов на web-сайте школы.