Презентация Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения


Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения Выполнила: Морозова С.А. Цель проекта: Доказать, что учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте с повседневной жизнью ученика способствуют развитию функциональной грамотности.  Задачи: Показать:подходы к составлению заданий, формирующих навыки функциональной грамотности;особенности работы с разными типами текстов;применение навыков функционального чтения в житейских ситуациях. Актуальность Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов. Ожидаемый результат Показать, что при выполнении различных заданий по развитию функциональной грамотности ученик будет мотивирован на:осмысленное чтение и восприятие на слух, а также продуцирование тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);умение извлекать информацию из разных источников;поиск и критическую оценку информации из СМИ и Интернета;умение пользоваться источниками и ссылаться на них;умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов. описание; повествование; рассуждение. Сплошные тексты Несплошные тексты графики; диаграммы; схемы (кластеры); таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; карты сайтов. Тексты в заданиях PISA Тексты в отечественной учебнойлитературе 1.Тексты группируются вокруг человека, т.е. исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современныйчеловек, какие коммуникативные,организационные, информационные задачи ему приходится решать. 1. Тексты группируются вокруг предмета, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае– вокруг проблемы.Привлеченные из других сфер тексты иллюстрируют утверждения, ход мыслей авторов учебника. 2.Привлеченные тексты «тянут за собой» ситуацию их функционирования: задачи,которые ставятся по отношению к этим текстам, аналогичны реальным задачам, возникающим в жизненных ситуациях встречи с подобным текстом. Происходит, если можно так сказать, «примерка» различных коммуникативных ролей. 2.Привлеченные тексты «отрываются» от ситуации, в которой они возникают, и становятся материалом для постановки ирешения иных, не свойственных им задач (самый простой пример: вставить пропущенные буквы в отрывок из художественного текста). Задача «Чистый родник» Общая характеристика задачиКласс:9.Задача построена на основе художественного текста. В его основе–ситуация, «житейский» смысл которой актуален для подростков. Результатом чтения такого текста становятся выводы, значимые для читателя при решении подобных проблем. Поэтому эту задачу можно считать и задачей на формирование социальной грамотности.Дефициты:• поиск информации;• выявление авторской позиции;• сравнение разных авторских позиций;• реконструкция авторского замысла;• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственнойпозиции и привлечением для этого личного опыта.Общий комментарий к задачеТип задачи: позиционнаяТип текста: художественный; сплошной, несоставной.Содержание и структура задачи: задача в целом формирует грамотность чтения художественного текста. Сложность ее решения заключается в реконструкции авторского замысла. Методы развития КМ при работе над текстом«Чистый родник» Корзина идей Ролевая игра «Толстые и тонкие вопросы» Перепутанные логические цепи Таксономия Блума Двухчастный дневник Синквейн Метод «Толстых и тонких вопросов» Этот метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы. Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу: ? ? Где встретились путники? Почему путники оказались около родника? Какую надпись прочитала они? Как вы думаете, о чем была надпись у родника? Как расшифровал эту надпись каждый из путников? А с чьим мнением согласен ты? Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста. В качестве одного из приема для лучшего понимания текста можно подготовить «Перепутанные логические цепи»: отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку:Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же.Душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели.   В качестве наиболее оптимального метода на стадии осмысления можно использовать «Таксономию Блума» - прогнозирование с помощью открытых вопросов. Таксономия нужна, чтобы:1. правильно ставить цели в обучении;2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения. ЗНАНИЕ:Опишите место, где располагался родник.Какая надпись была высечена около родника?На чем была высечена эта надпись?Сколько путников оказалось около родника?Что думал купец (бедный мулла, красивый юноша) о надписи у родника?ПОНИМАНИЕ:Почему рассказ назван «Чистый родник»?Как ты бы объяснил значение надписи «Путник, будь чистым, как этот родник»?ПРИМЕНЕНИЕКакое отношение имеет тема рассказа именно к тебе?Найдите в тексте слова юноши о роднике. С чем сравнивает юноша родник?Если бы ты находился рядом с путниками, смог бы им объяснить, в чем значение надписи?Составь и запиши аргументы в защиту мнения юноши. АНАЛИЗСравни мнение купца, муллы и юноши о роднике.Соотнеси социальное положение героев с их словами.СИНТЕЗ:Составь диаграмму Венна.Придумай другую надпись у родника. ОЦЕНКА:Почему автор назвал рассказ «Чистый родник», а не просто «Родник»? Реализация уровневого подхода помимо профессиональных знаний требует от педагога творческого подхода, больших затрат физических сил, но в то же время позволяет достоверно диагностировать промежуточные и окончательные результаты обучения Двухчастный дневник Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, цитаты. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. СИНКВЕЙН один из методов на стадии рефлексии Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. РодникНеиссякаемый, чистыйВытекал, утолял, очищалРодник – душа, в которой отражается всеИсточник Таким образом, процесс работы с заданиями, связанными с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации, сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информации в парах, группах и т. п. процедурами, что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, т.е.технологичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся.