Презентация Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время (1-4 классы)


Проектно-исследовательская деятельность Деятельность интеллектуальная творческаяучебно-познавательная творческая исследовательская Проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса. Способы проектно-исследовательской деятельности в рамках урочной деятельности со всеми учащимися в рамках дополнительного образования с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы.  Цель учебного проекта развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся Задачи: 1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:умение вести диалог;координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;3. Формирование социально адекватных способов поведения. Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:  общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия) Умения и навыки в процессе работы над проектом или исследованием: 1.Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание, формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ рефлексия; 2.Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; 3.Коммуникативные: слушать и понимать другихвыражать себя, находить компромисс взаимодействовать внутри группы 4. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; 5. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение поиск 6. Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Проектно-исследовательская деятельность приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительностиразвиваются способности к исследовательскому типу мышления активизируется личностная позиция учащегося В основе метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проект – план замысел продукт, отношения, поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, модели), или мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, фильм, сценарии). Преимущества метода проекта: нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному». Проектная деятельность  единая темавариант работы определяет форму изделия объём работы Последовательность работы над проектом: 1.     Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.2.     Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)3.     Выбор темы проекта по поставленной проблеме.4.     Определение цели и задач проекта.5.     Составление плана работы над проектом.6.     Сбор информации:анализ предметной и дополнительной литературы;опрос;использование коммуникативных источников;посещение музеев, выставок, библиотек.7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).9.     Защита проекта. 1 класс Подготовительный этап (творческие работы рисунки, устные рассказы.Сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.Темы близкие и значимые («Моё имя», «Моя семья»,«Моё любимое животное», «Я умею», «Я и моё имя» «Осенние листья» 2 класс развитие умений определять тему исследованияанализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Формы и способы Урочная деятельность учебная дискуссиянаблюдения по планурассказы детей и учителяупражнения на развитие способов мыслительной деятельностимини-исследования Внеурочная деятельность экскурсии,индивидуальное составление моделей и схем,мини-доклады,ролевые игры,эксперименты. 3 и 4 классы дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности средства и способы осознание логики исследования развитие исследовательских умений.   увеличении сложности учебно-исследовательских задач постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов. Формы и способы мини-исследования,уроки-исследования,групповая работа,ролевые игры,самостоятельная работа,коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.),составление энциклопедий,наблюдение,анкетирование,эксперимент и другие.