Презентация по русскому языку на тему Вступительная и заключительная часть творческого задания ЕГЭ (сочинения) по русскому языку.


При выполнении творческого задания ЕГЭ (сочинения) по русскому языку от ученика требуется:1) выявить и сформулировать проблему текста;2) прокомментировать сформулированную проблему;3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;4) сформулировать свою позицию по выделенной проблеме, подкрепив её двумя аргументами;5) продумать композицию сочинения.


С чего начать и чем закончить?
Чаще всего используетсяшаблонный зачин:В этом тексте…В данном тексте…В тексте…В тексте В. Тендрякова…

Каким может быть зачин сочинения?1) не должен быть очень пространным, т. к. небольшой объём работы не предполагает обширного вступления;2) должен быть органично связан с основным текстом сочинения по содержанию, эмоциональному настрою, использованию средств выразительности; 3) следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

Как вступление подвести к формулировке проблемы?1) привести общие сведения об обсуждаемой проблеме;2) сослаться на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме;3) обратиться к читателю, вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста;

4) заинтриговать читателя, создать состояние напряжённого ожидания;5) создать эмоциональный настрой, постараться вызвать определённое чувство;6) описать чувства, мысли, впечатления, которые возникли после чтения текста;7) привести цитату из исходного текста (другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой;

8) обратиться к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям, если они имеют прямое отношение к проблеме;9) начать сочинение с проблемного вопроса;10) использовать приём подступа: выделив проблему текста, привести типичные факты, события, высказывания, имеющие отношение к предмету размышления, плавно подвести к формулировке проблемы, в которой обобщить сказанное.

Какие языковые средства могут быть использованы во вступительной части сочинения?1. Вопросно-ответное единство;Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься текст …
2. Цепочка вопросительных предложений;Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста …
3. Назывное предложение;Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушными. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этой удивительной поэтессы.
4. Риторический вопрос / риторическое восклицание.Как прекрасен русский язык! Как много в нём слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берёт лист бумаги или садится за компьютер, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чём причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.
Какой может быть заключительная часть сочинения?1.Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора.2. Риторический вопрос.3. Призыв, обращение к читателю.4. Использование цитаты.5. Открытый финал.


Лучше всего усваивается то, что даётся в начале и в конце сообщения(«закон края»)