Методические приемы работы с учебным текстом как условие успешного формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в основной школе


Методические приемы работы с учебным текстом как условие успешного формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в основной школе. Федеральное казенное общеобразовательное учреждение«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2ГУФСИН России по Свердловской области» г. Кировград Материал подготовила: Николаева Ю.А.,учитель русского языка и литературыФКОУ «В(С)ОШ №2 ГУФСИН России по Свердловской области» Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает овладение умениями работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), словарями, определителями, электронными учебными изданиями, документами и т.д. Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело педагогов к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках. Задача учителя – научить ученика понимать текст, используя различные формы организации работы с текстом. Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу. Б. Франклин Поэтому в своей педагогической деятельности каждый педагог должен ставить перед собой цель: Формирование информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через развитие умений работы с текстом.Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения и мысли;составлять различные виды планов;развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;конспектировать и реферировать текст;на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации. Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи:1. Составление вопросов к тексту и ответы на них. 2. Комментированное чтение текста. 3. Аналитическое чтение текста. 4. Деление текста на смысловые части. 5. Составление тезисного плана. 6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. 7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста. 8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний. 9. Составление логической схемы. 10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.11. Реферирование текста. Применение данных видов работы с текстом разнообразно. Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.Этап осмысления материала включает в себя: составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.На стадии закрепления учащимся предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика;подобрать примеры к тексту.Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)Конечно, на каждом уроке учитель применяет те методы, которые помогут наиболее эффективно достичь цели урока. Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций обучающихся. Следовательно, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а это значит, что ученики будут лучше подготовлены к сдаче ГВЭ и в дальнейшем смогут реализовать себя во взрослой жизни.