Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе (ФГОС)


Формирование регулятивных универсальных действий (УУД) на уроках биологииПодготовила учитель биологии МБОУ ЕСОШ №11Романова С.Р. Виды универсальных учебных действий (УУД)Личностные Регулятивные ПознавательныеКоммуникативные Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Регулятивные действияЦелеполагание Оценка ПланированиеПрогнозированиеВолевая саморегуляцияКоррекцияКонтроль Регулятивные УУД направлены на:- формирование целевых установок учебной деятельности- формирование контрольно-оценочной деятельности Формирование целевых установок учебной деятельности:удерживать цель до получения результата- планировать решение учебных задач - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений - корректировать - анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной или неуспешной деятельности. Формирование контрольно-оценочной деятельности осуществлять итоговый контроль деятельности- оценивать результаты деятельности- анализировать собственную работу- оценивать уровень владения тем или иным действием Средства формирования регулятивных УУД технология продуктивного чтения проблемно-диалогическая технология технология оценивания образовательных достижений Формы работы организация взаимной проверки взаимные задания групп учебный конфликт обсуждение участниками своего действия заполнение рефлексивного портфолио Виды заданий«преднамеренные ошибки»- поиск информации в предложенном источнике- диспут - взаимоконтроль- «ищу ошибки» заучивание материала наизусть в классе- контрольный опрос на определенную проблему взаимный диктант (метод М.Г.Булановой) «Преднамеренные ошибки»Найдите ошибки в тексте и исправьте их.Строение растительной клеткиКлетки кожицы лука плотно прилегают друг другу. Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, в которой есть поры. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество-кариоплазма, которое медленно движется. В центре клеток находится небольшое плотное тельце-ядро. Почти во всех клетках, особенно в старых, есть хорошо заметные полости - пластиды, заполненные растворами питательных веществ. Эти полости обеспечивают тургор клеток. Поиск информации в предложенном источникеПрочитайте текст «Лишайники» и выполните задание.Лишайники.Лишайники очень неприхотливые организмы. Зона их распространения от тропиков до Антарктиды. Лишайники растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах.Тело лишайника состоит из гифов гриба и одноклеточных зеленых водорослей или клеток цианобактерий. Гриб доставляет водорослям воду с растворенными минеральными веществами. Водоросли в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества, которыми питается гриб. Плотно сплетенная нитями гриба, водоросль надежно защищена от иссушения. Однако прежде чем наступит такое сожительство, проходит долгое время. Поначалу размножаются грибы и водоросли порознь. Споры гриба, который входит в состав лишайника не торопятся прорастать и обживаться на новом месте. Они сделают это, лишь встретив «свою» водоросль, с которой могут образовать новый союз. Растут лишайники очень медленно, например, ягель (олений мох) за год вырастает всего на 1-2 мм.Отличие лишайников от цветковых растений состоит в том, что большинство растений поглощает воду из почвы при помощи корней, а лишайники впитывают влагу всей поверхностью слоевища из дождей, росы и тумана. Это свойство позволяет лишайникам селиться везде, где есть свет - даже на поверхности стекла. Без света органические вещества в клетках водоросли не образуются и лишайники погибают.На голых скалах селятся накипные лишайники, на камнях и коре деревьев – листоватые, а в сосновых борах и тундре разные виды лишайников образуют сплошной ковер из маленьких кустиков – это кустистые лишайники.Лишайники в числе первых осваивают безжизненные места, неплодородные каменные россыпи и пески. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы, а отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения.Задание. Используя содержание текста «Лишайники» и знание курса, ответьте на следующие вопросы.Почему лишайники называют комплексными организмами?За какую особенность лишайники называют «пионерами растительности»?Каково практическое значение лишайников? «Ищу ошибки»Найдите 3 ошибки в приведенном тексте и исправьте их. 1. Грибы выделяют в отдельное царство организмов. 2. Тело гриба состоит из мицелия. 3. Грибная клетка имеет клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза. 4. В клетках грибов синтез АТФ осуществляется в митохондриях. 5. Запасным питательным веществом у грибов является гликоген. 6. По способу питания  грибы – автотрофы. 7. Грибы неподвижны, рост их ограничен. Контрольный опрос на определенную темуКонтрольная работа №1 по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»Часть А. Задания с одним вариантом ответаА 1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в нейА) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупныевакуолиА 2. Форму грибной клетке придает А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазмаА 3. Цитоплазма в животной клеткеА) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клеткуБ) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частямиклеткиА 4. Органические вещества клетки А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные солиА 5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислотыЧасть В.В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клетокА) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген В) запасноевещество - крахмал Е) ядро окружено двойной мембранойЧасть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой ирастворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ,терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки.Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе.Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью еемолекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникаюткомплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекуламиводы меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такиевещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Этомногие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения междумолекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества,такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (отгреч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?2. Какие вещества называются гидрофобными?3. Какая основная роль воды в клетке?Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.Этот раздел поможет вам понять:Клетка - это структурная единица всего живого на Земле.Для этого вы должны разобраться в том:Каковы признаки растительной клеткиОсобенности строения растительной клеткиКаковы функции частей клеткиКаков химический состав клеткиКак использовать в быту элементарные биологические знания основ цитологии, чтобы формулировать правила здорового образа жизни и знать симптомы нарушения нормальной жизнедеятельности живого организма.Для этого вы должны:объяснять некоторые процессы, проходящие в клетке.понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (обмен веществ, питание, дыхание).  Взаимный диктантОдин ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) чи­тает, а первый, прежде диктовавший, пишет.Потом каждый берет тетрадь своего соседа (парт­нера) и без заглядывания в карточку проверяет написан­ный им диктант.Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично, но уже вместе — сначала один диктант, потом — второй.Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.Снова берут тетради друг друга, еще раз все про­сматривают и ставят свои подписи: «Проверял Петров», «Проверяла Стрельцова».1.Какое вещество используют для определениясодержания крахмала. 2.Одно из органических веществ, которое в клеткеиспользуется как вещество запаса. 3.Химический элемент, содержание которого в клетке17%. 4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубняхкартофеля. 5.Общее название солей, содержащихся в клетке. 6.Органические вещества, необходимые в клетке дляполучения энергии.7.Группа веществ, к которым относятся вода иминеральные соли. 8.Органические вещества, играющие большую рольво всех жизненных процессах клетки.9.Что мы получим, добавив к размолотым зернампшеницы воду? 10.Растительный белок, оставшийсяпосле промывания теста. 11.Цвет воды с крахмалом после добавленияраствора йода. 12.Часть картофеля, в которой при проведениилабораторной работы мы обнаружили крахмал. ИлиПропущены буквы, необходимо вставить их иобъяснить значение термина:Ц_т_плазма, в_куоль, _б_лочка, хл_р_пласт,хл_р_фи__, м_т_хондрия, хр_м_пласт, ц_л_юлоза,п_гмент. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу.Что такое водоросль-гриб?(о лишайнике)Какую капусту не едят зайцы?(о значении водорослей)Корень - якорь, насос, хранилище.(строение и функции корня) Алгоритм действияОсобенности строения растений данного семейства.-количество;-жизненные формы;-корень;-лист;-цветок (формула);-плод;-значение (+примеры). Поощрение детей:- за активность;- познавательную инициативу; - любые усилия, направленные на решение задачи: - любой ответ, даже не верный. Оценка {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}В начале урокаВ конце урока5-знаю много5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял4-знаю4 - Понял не всё, надо доработать3-знаю немного3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать Преимущества РУУД1. Ученик умеет составлять план действий. 2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 5. Ученик способен к волевому усилию. 6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. 7. У ученика сформирован внутренний план действий. 8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий. 9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Спасибо за внимание!