Презентация Техника и материалы по арт-терапии


материалыи техники Арт-терапия Арт-терапия, как метод, связана с использованием различных художественных материалов и созданием образов, с процессом художественного творчества и реагированием пациента/клиента на созданные им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, характеристики личности, интересы, проблемы и конфликты (Американская арт-терапевтическая ассоциация, 1998). Основные цели арт-терапии:самовыражение, расширение субъективного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Эдриан Хилл. В дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными методами художественного творчества. Основания метода:художественная деятельность является феноменом с определенной структурой,человек обучается видеть в своей художественной продукции смысл (субъективный, а также продиктованный традицией и культурой),человек дает своей художественной продукции вербальное описание,человек учится определенным образом связывать свою художественную деятельность со своим внутренним опытом. Сферы анализа, (что имеет значение при анализе работ):как человек себя выражает;что выражает;почему именно это и в такой форме;как это воздействует на человека или группу. Классификация материалов. Классификация включает две основные группы материалов. Первую группу составляют основные неструктурированные материалы, не имеющие устойчивой формы: мягкие, пластичные, которые трудно контролировать, более сухие, плотные, твердые, которые возможно контролировать: глина, гуашь, акварель, маркеры, пастель, мел и уголь, пластилин, коллаж, карандаши. Вторую группу составляют материалы, имеющие определенную форму, текстуру и цвет: бумага разных типов, предназначенная для художественных работ; использованная бумага или ткань, обои, газеты, журналы, фотографии, билеты, шерсть, нить и т. д.; предметы или их фрагменты; различные связующие материалы. символизирует тело; стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами. Глина, соленое тестоСвойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.Работа с глиной требует определенных физических усилий, затрат времени; Работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться. На этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ. может использоваться для создания двухмерных изображений; требует определенных усилий; затраты времени различны; Пластилин – трехмерный материал, контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками. Работа с пластилиномспособствует созданию конкретных, иногда схематичных образов; яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволяет изображать любые темы. Гуашь - двухмерный, пластичный материал; предполагает использование кистей и других инструментов, а также непосредственную работу руками; требует минимальных усилий и различных затрат времени. Гуашь активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды. развивает фантазию и появление легких, эфемерных образов. Акварель - пластичный; плохо контролируемый материал; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; Масляная (восковая) пастель – двухмерный, пластичный и контролируемый материал. Пастельпредполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и затрат времени; стимулирует появление разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом. Уголь - натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерный; пластичный и мало контролируемый; предполагают мягкость и точность движений, и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различны; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные. Цветные карандаши - материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения; не позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует непосредственной работы руками; затраты сил невелики, но предполагают множество движений рукой при раскрашивании Простые карандаши - материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный, однако может использоваться для растушевки и стираться; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий, но может предполагать множество движений рукой для раскрашивания; позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания. стимулирует создание схематичных, шаблонных образов, активизирует фантазию. не требует усилий; затраты времени различны; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов, активизирует фантазию. Ручки, маркеры, фломастеры -двухмерные, пластичные и контролируемые материалы; Уголь - натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерный; пластичный и мало контролируемый; предполагают мягкость и точность движений, и непосредственую работу руками в ходе рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различны; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные. Грим или краски для лицаСвойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения и удаления.Грим позволяет усилить эмоциональное состояние через гримирование лица, через создание на лице маски (злости, гнева, обиды, раздражения) и последующего проигрывания.Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия нежелательных эмоциональных состояний. При работе в парах можно с помощью грима отразить на лице партнера его наиболее часто переживаемые эмоции, что помогает подростку осознать, каким видят его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости. В работе с агрессивными подростками сам процесс смывания с лица маски злости является отличной метафорой удаления излишней агрессивности. В такие моменты с подростком необходимо проводить обсуждение, например: «Что ты чувствуешь, когда количество красной и черной краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется твое состояние, настроение?», «Что в такой момент хочется сделать более всего?». Бумага - может использоваться как двухмерный материал и при этом прикрепляться с помощью клея или скрепок, либо быть скомкана или свернута, создав при этом трехмерные формы. Старые журналы, газеты и плакатыСвойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект. Целлофан - прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки. Туалетная или оберточная бумага - нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать слоистость, легкость, воздушность; имеет различные оттенки. Использованные билеты, записи, открытки, марки, оберточная бумага, обои - подобные материалы могут затрагивать темы личного и интимного характера. Скотч, изолента, скрепки, клей, проволока, цепочки - могут скрепляться друг с другом и с поверхностью слабо или сильно. Форма скрепления имеет агрессивный (с использованием металла) или мягкий характер. ТканиСвойства: пластичность, прочность (тонкость).Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией. Крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания. Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки - мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного и интимного характера. Выступают в качестве метафор различных качеств самого художника. ПроволокаСвойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит. Проволока отражает состояния: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптурой любуются, ее фотографируют, ей хотят украсить помещение или подарить кому-нибудь. Материалом может служить все, что автор считает возможным и нужным использовать. Функции психотерапевта: 1) создание атмосферы терпимости, принятия и безопасности для свободного выражения клиентом содержаний внутреннего мира; 2) структурирование и организация действий и поведения клиента; 3) установление эмоционального резонанса с клиентом, необходимого для обмена чувствами, образами и идеями (эмпатия); 4) использование различных интервенций, направленных на оказание эмоциональной поддержки, самовыражение и раскрытие клиента; 5) наблюдение на процессом спонтанного развития ситуации и невмешательство в естественный ход событий. 2) художественный процесс – создание феномена (творческая деятельность); Феноменологическая последовательность арт-процесса: 1) свободная активность и непосредственное переживание перед творческим процессом (актуализация сенсорных, эмоциональных, когнитивных переживаний в работе с художественным материалом); 3) интуитивное проникновение в содержание художественного феномена:визуальное представление, дистанцирование, рассматривание и фокусирование на переживаниях с целью интуитивного познания; формируется отношение к собственной работе, ее осмысление; интуитивное познание как процесс направленного, осознающего взгляда на художественное самовыражение – видение всего, что только можно увидеть; пристальное осознающее всматривание позволяет обнаружить скрытые до того значения и содержания, и установить психологическую связь с их смыслами; 4) процедура «Что-ты-видишь?» – описание феномена, исследование структуры, интеграция образа (человек определяет экспрессивные характеристики картины и учится идентифицировать их как свои чувства и установки, установление любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является процессом интеграции).