Презентация по теме самообразования Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе


Творческий отчёт по теме самообразованияучителя начальных классов МБОУ СОШ пос. Новоколхозное Юшка Тамары Николаевны2014 Цель. Обучение младших школьников решению текстовых задач разными способами, способствующими повышению уровня познавательного интереса. расширять знания детей о разных способах решения задач;учить различным приёмам, помогающим решать задачи;развивать умения решать задачи разными способами. Обобщить опыт работы по теме самообразования. Мыслить позитивно!Действовать активно! РАЗДЕЛЫ I. Общие сведения II.Перечень вопросов по самообразованию. III. Предполагаемый результат. 1. Ф.И.О: Юшка Тамара Николаевна2. Образование: среднее специальное3. Предмет: начальные классы4. Педагогический стаж: 25 лет 5. Разряд, категория: 16. Прохождение курсов: 2013 год7. Учебная нагрузка: 15 часов, 8 часов– внеурочная деятельность в 4 классе8. Программа, по которой работаю: «Школа России»9. Тема самообразования: Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе.10. Технология, по которой работаю: 11. Внеклассная работа: Олимпиады по предмету, КВН по математике, кроссворды, ребусы.12. Общественно-педагогическая деятельность: Член управляющего совета школы , член ШМО. 13. Творческие замыслы: Участие в районном МО, выступление на родительском собрании, на педсовете школы. I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. II. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Роль текстовых задач в начальном обучении математике. Проблемы организации работы с текстовыми задачами начальных классах. Обучение школьников приемам решения текстовых арифметических задач. Различные подходы к решению текстовых задач. Методические приемы в обучении решению текстовых задач в начальной школе. III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, открытые уроки по предмету. Форма самообразования:(индивидуальная, групповая, коллективная)  Мне важно, чтобы умение решать задачи разными способами позволяло моим учащимся более свободно ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающей действительности и использовать накопленные знания при дальнейшем изучении курса математики. IV. ЭТАПЫ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Курсы повышения квалификации учителей.Изучение ФГОС начального общего образования. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ. Участие в тренинге личностного роста; Выступление МО начальных классов; Изучение литературы на тему, применение знаний, умений на практике;Выступление на педсовете школы, о результатах по изучению темы и применение умений на практике Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.Прогнозирование результатов ПРАКТИЧЕСКИЙ. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО« Проектная деятельность, как средство формирования УУД».Выступления на заседаниях ШМО Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).Участие в олимпиадах, конкурсах. Внедрение опыта работы.Формирование методического комплекса.Корректировка работы. ОБОБЩАЮЩИЙ. Подведение итогов.Оформление результатов работы. Участие в работе МО учителей начальных классов школыУчастие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадахВедение персонального сайта Участие в работе школьного сайта (периодическое обновление персональной страницы). Открытые уроки на школьном  уровне.Консультативная помощь учителям и учащимся.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.Оформление результатов работы. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ. Распространение опыта работы Публикации на сайтах neman-h3@mail.ru , nemanobrazovanie@mail.ru, http://novokolchoznoe.ucoz.ru , http://www.school.baltinform.ru, dnevnik.ruПубликация в сборнике методических рекомендаций «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» ( по итогам экспериментальной работы) VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Раскрыть ожидаемые результаты своей деятельности. Сравнивать. Рассуждать. Делать выводы.Ставить к задаче вопросы.Решать задачи. Чему должны научиться? В школьную столовую привезли 36 кг яблок, по 9 кг в ящике. Сколько ящиков яблок привезли в столовую?Правильно ли заполнена таблица? Кг в 1 ящике Кол - воящиков Всего кг 36 кг 9 кг ? • : Сколько маленьких елочек? 4 + 3 Сколько всего елочек? (4 + 3) + 4 Какой вопрос лишний? В концерте участвовало 5 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. 1)Сколько девочек участвовало в концерте? 2)Сколько всего ребят участвовало в концерте? 3) На сколько больше было девочек, чем мальчиков? 4) Во сколько раз больше девочек, чем мальчиков? 5) Сколько ребят не участвовали в концерте? 2 ∙ 5 - 5 2 ∙ 5 2 ∙ 5 + 5 Коля купил 4 альбома по 8 рублей, а Ирина купила 5 тетрадей по 3 рубля. Кто заплатил больше и на сколько?Какое решение задачи является правильным? 4 + 8 + 5 + 3 = 20 ( руб.) 4 • 8 + 5 • 3 = 47 ( руб.) 4 • 8 – 5 • 3 = 17 ( руб.) 1 2 3 Схемы Таблицы Графическое моделированиев работе над текстовой задачей Схемы к задачам на увеличение и уменьшение числа1) Мишек 3, белочек на 2 меньше. Сколько было белочек? 2) Мишек 3, а белочек на 2 больше. Сколько было белочек? В коробке находятся 24 геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги. Треугольников в 7 раз больше, чем квадратов. Какое возможное число фигур каждой формы лежит в коробке? «Лучше решить одну задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним». Д. Пойа Матвеев Н. А. Использование схемы при обучении учащихся решению задач//Начальная школа. 1998. № 11, 12.Смирнова С. И. Использование чертежа при решении простых задач// Начальная школа. 1998. № 5.Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи:Методические рекомендации для учителей начальных классов. Саратов: Лицей, 1999. Царева С. Е. Различные способы решения текстовых задач//Начальная школа. 1991. №2.Шикова Р. Н. Работа над текстовыми задачами//Начальная школа. 1991. №5.