Презентация по литературе 10 класс В.Г.Распутин Живи и помни


Тема нравственной памяти в повести В.Г.Распутина «ЖИВИ И ПОМНИ» Автор презентации:учитель высшей категории, русского языка и литературы МБУ « Школа 93 » г.о.Тольятти Нуждина Марина Петровна. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидростроя" Задачи урока Образовательные:2. Показать, 1. Повысить уровень восприятия художественного текста.что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон.Развивающие:1. Воспитать вдумчивого читателя.2. Развивать навыки анализа художественного текста и давать собственную оценку.3. Обогащать учащихся народной мудростью.Воспитательные:1. Помочь услышать нравственное звучание повести2. Воспитывать чувство ответственности за содеянное Валентин Григорьевич Распутин –исследователь человеческой души Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно – философских проблем. Моральные ценности, которые важны для нравственного становления личности Проблема нравственного выбораПроблема ответственности за свои поступкиПроблема ответственности за судьбу близкого человека Проблема долга, соотношения личного и общественногоПроблема нравственных ценностей Проблема памяти Детально Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. 1. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? 2.Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? Чем оправдывается Гуськов? К чему привело преступление Гуськова его предательство и индивидуализм? Повесть о том, как солдат становится дезертиром. Настёна- жертва всесокрушающей войны. Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа? Почемуона не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить. Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? Обида одержала победу над .Андреем Гуськовым Андрей Гуськов на всех был обижен , автор тщательно подчёркивает эти обиды. Если человек замкнут только на себе , на личном благополучии , то он порождает в себе пороки и разрушает душу.» Ни одна собака не должна знать , что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью - мне терять нечего. У меня теперь рука на это твёрдая , не сорвётся.» Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Как вы понимаете высказывание В.Г.Распутина? «Живи и помни, человек ,в беде ,в кручине ,в самые тяжкие дни и испытания: место твое- с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли ,оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа,а стало быть и для тебя.» Трагедия женщины, которая не усела познать материнства и счастливой супружеской жизни. Настёна понимает , что её муж совершил страшный грех , стал на путь предательства. Она взвалила на себя всю ответственность за оступившегося мужа , она готова к самопожертвованию , переживает за подозрения близких и осуждение односельчан. Основной конфликт повести * Андрей Настена Само - довольство Само - изоляция Само - сохранение Само - переживание Я Со - чувствие Со - страдание Я Путь нравственного разрушения личностиАндрея Гуськова послушный сын надежный муж на фронте за чужие спины не прятался работящий парень жестокость и садизм- эпизод «убийство теленка» вой по-волчьи: пригодится добрых людей пугать Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Как односельчане узнают, что Андрей Гуськов-дезертир? Путь нравственного разрушения личности страх предатель предатель предательство преступление Нравственная деградация гибель души «Цепочка» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения Антигуманная природа войны В.Г.Распутин доказал , что война пагубно влияет на судьбу и душу человека , трагически убивает людей на огромном расстоянии. Смерть – это страшно , но гораздо страшнее духовная гибель человека. Одиночество даже среди людей. Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней… Две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Что чувствовала Настена, находясь среди людей? Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник. Стыдно жить…Страшно жить…Незачем жить …Из повести “Живи и помни” Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо.Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно.Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда? Нравственная причастность человека к историческим событиям В.Г.Распутина считают в литературе нравственником. Повесть «Живи и помни» не забывается в памяти читателей. Писатель описывает конкретные исторические события и раскрывает социально-философские проблемы , которые ведут героев к разрушению человеческой личности. Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну. - Как вы относитесь к самоубийству Настены?Почему предпочитает гибнуть ? Ведь она ждет “новую жизнь”? (Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.)- Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?Как вы думаете, решись Андрей на поступок: выйди он к людям, простили бы его?(Настену прощают и его бы простили) За повесть «Живи и помни» Валентин Распутин удостоен Государственной премии СССР Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни,человек...» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ