СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.Педагогический совет 16.10.2013, зам. директора по УВР Безденежных М. В. Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, а ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А.Дистерверг. Функции системно-деятельностного подхода - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Принципы системно -деятельностного подхода Принцип деятельностиПринцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимаксаПринцип психологической комфортности Принцип творчестваПринцип вариативности



Сравнительные характеристики уроков{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Требования к урокуТрадиционный урокУрок по ФГОСОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами обучающиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование обучающимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыОбучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюОбучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеОбучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Пути деятельностного подхода на уроке- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; - использование активных и интерактивных методик; - участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Типы уроков при системно-деятельностном подходеУроки «открытия» нового знанияУроки рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля Структура урока при системно-деятельностном подходе ФГОС1. Мотивирование к учебной деятельности 1-2минЦель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минутЦель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -7-8 минутV. Первичное закрепление - 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут.Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Итог урокаКакую задачу ставили на уроке?Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать ещё?Где можно применить новые знания?Что на уроке у вас хорошо получилось?Над чем ещё надо поработать? Оценка урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Оценка содержанияОценка деятельностиОценка внутреннего состояниязанимательнозадумалсявзволнованное интересноудивилсяотличное полезноубедился позитивное познавательнопринял решение удовлетворенное Формы работыРабота в парахГрупповая работа Показатели владениями современными технологиямиЛичностно – ориентированное обучение Создание ситуации выбора и успеха Актуализация объективного опыта учащихся Системно - деятельностное обучениеОрганизацию учебного сотрудничества учащихся Создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности Проектные методы обучения Использование проектных форм работ Включение детей и родителей в проектную деятельность ИКТ технологии Электронный журнал Мультимедийные презентации Использование интернета Электронные приложения к учебникам Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму.» -Библиографический список-«Системно - деятельностный подход в обучении»Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.-Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.-Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]-Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]-Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]-Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]-Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]-Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]-Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]-Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.