Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в рамках перехода на ФГОС


Стратегии смыслового чтенияна уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературыШафагутдинова Наталья Юрьевна Различиятрадиционной инновационной методики работы с текстом Этапы работы с текстом1этапРабота с текстом до чтенияЦель: развитие читательского антипации(умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)-постановка задач чтения-актуализация опыта-создание мотивации Мозговой штурм 1.Тема- ассоциации 2.чтение текста3Сопоставление того, что знали, с тем, что прочиталиЧТО НОВОГО?3.ОСК 5 класс. Тема6 Русские народные сказки.Жанры сказка Прогнозирование Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:-какими были ваши ожидания?-какие вопросы до чтения у вас возникли?-на что обратили внимание перед чтением и почему? Глоссарий (ключевые слова)Цель: актуализация словаря. Связанного с темой информационный текстСписок слов. Задание :1.отметьте те, которые могут быть связаны с текстом 2.Вернитесь к словам, посмотрите на значение и употребление слов , использованных в тексте 6 класс Тема: Древнерусская литература 1)Устное народное творчество,Письменная литература,10 век, 19 век, 11-17 века, христианство,А.С.Пушкин, коллективное творчество, герои:исторические лица, вымышленные персонажи.2) Работая в парах, составьте вопросы к теме, занесите в таблицу.(после чтения: получены ли ответы ?) Русский языкИзложения 5 классориентиры предвосхищенияЦель: актуализация опытаОтметьте, согласны ли вы с утверждениемОлимпийские игры{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}До чтениясужденияПосле чтенияРодина Олимпийских игр-Греция Игры проводились один раз в четыре годаИгры были запрещены, как несовместимые с христианствомПервые игры проходили до н.э просмотровое чтение1)чтение заголовка ( о чём?)2)просмотр начала каждого абзаца и последнего предложения в тексте3)сделайте предположение, о чём текст? Тестовая деятельностьЦель: понимание текста и создание его читательской интерпретации1)Чтение в кружок2)чтение про себя с вопросами3)Чтение про себя с остановками (слаб)4)Чтение про себя с пометкамиУстановка : диалог с авторомКомментированное чтениеСловарная работа Диалог с автором-находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы-задавать свои вопросы-обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста-проверять ,совпадают ли они с замыслом автораВключать воображение Чем это можно объяснить? Что из этого следует? что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего…? Чтение вслухцель: проверка понимания читаемого текстаЧтение по очереди по абзацам (текст только у читающего)2) слущающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий все читают попеременно Чтение про себя с вопросамицель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает2)читаем третий абзац, меняемся ролями И т.д. Чтение с остановками1)работа с названием- предположения , ассоциации2)читаем смысловые части и отвечаем на вопросы Тёплый хлебК.Паустовский 1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет жить раненый конь в деревне? Как к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить?2) Почему и как людям дают прозвища7Каким вы представляете себе Фильку ? Можно ли делать вывод о человеке по внешности? да нет почему?3) Что произойдёт дальше? как поступит Филька?4)Работа с ключевыми словами пейзажа5) Что чувствует Филька , услышав рассказ бабки?Что он сделает ? почему? Чтение про себя с пометамиПонял +Не понял –Надо обсудить ?Согласен +Не согласен –Требуется обсуждение !! таблица, работа в парах, групповое обсуждение Послетекстовая деятельностьЦель: корректировка читательской интерпретации авторским смысломПостановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замыслаРассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения)Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?Выполнение творческих заданий Узелки на памятьсоставление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________Автор________________________Герои произведения___________Время и место действия____________Сюжет:Начало событий_____________________Поворотный пункт событий_______________Проблема_________________ ____________Решение проблемы__________________________ Сказание о Белгородском киселеГерои рассказа: печенеги, горожане, старецВремя и место действия: 997,10 век, Русь, Белгород Прроблема: во время осады города жители решили сдаться врагуГлавное событие: следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость городаГлавная мысль : выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться . Черты характераИнтерпретация текстаОтметьте черты характера, которые присущи герою. Подтвердите своё мнение эпизодом из книгиУмныйСильныйЗаботливыйСерьёзныйУпрямыйУгрюмыйНе вызывает доверияПослушныйЖадный РАФТРоль________________Адресат______________Форма________________Текст__________________«Кавказский пленник»-5 классДина-Жилин-письмо--------------«Уроки французского»Я—Лидия Михайловна---письмо,телеграмма….Пересказ событий от лица разных героев. Проверочный лист 1)учитель сам составляет2) учитель+ дети«Краткий пересказ»1.Названа основная мысль текста да-нет2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет3.Присутствует логико- смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет