Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска.


Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска. Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и(или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания «Правополушарные»Краткая характеристика: - Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария;- У них богатое воображение, хорошо развито образное мышление. - правополушарные могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы, выделять главное. Хорошо получается обобщать.- При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей;- Они задают оригинальные вопросы, и их ответы тоже часто оригинальны. Стратегии поддержки:- Учить выделять главное. Убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. - Ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?- Учить вчитываться в текст задания.- Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. Тревожные и неуверенные Краткая характеристика: - Для таких детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. - Особую тревогу вызывает у них ситуация проверки знаний в любом виде (контрольная, самостоятельное и т.п.);- Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;- При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого; обычно задают много уточняющих вопросов Астеничные дети - Высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок;- Во время уроков нередко ложатся на парту, подпирая голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать;- Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому ее коррекции крайне ограничены. Краткая характеристика: Стратегии поддержки: - Важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать.- Во время самостоятельной работы требуется несколько перерывов, их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. - Обучить ребенка нескольким простым упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет использовать незаметно для окружающих с целью поддержания своей работоспособности.  Гипертимные дети Краткая характеристика: - Быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму;- Высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, импульсивны и порой несдержанны;- Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок;- Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности. При этом прекрасно справляются с заданиями, требующими, высокой мобильности и переключаемости;- Часто характерна невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Стратегии поддержки: - Основной принцип - «Сделал - проверь». Важно научить ребенка проверять свою работу, используя прием дистанцирования: «Представь, что ты проверяешь не свою работы, а работу Коли».- Важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.- Во время контрольной работы, важно ненавязчиво напомнить о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?». Лучше рассадить таких детей в классе таким образом, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Краткая характеристика: - Этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»;- Общий уровень организации деятельности очень низкий;- Неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности. - Важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры (песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; Составление списка необходимых дел и их вычеркивания по мере выполнения; линейка, указывающая на нужную строку и т.п.).- Во время самостоятельной работы необходима помощь в самоорганизации: с помощью направляющих вопросов (Ты как? Ты сейчас что делаешь?); - Использование внешних опор, например, ребенок, может составить план своей деятельности, зачеркивать решенные- Необходимо организовывать деятельность и структурировать время (придерживаться режимных моментов: распределить время на отдых, занятия, игры, сон). Стратегии поддержки: