Презентация «Реализация компетентностного подхода как условие эффективности учебного процесса»


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Курохтина Надежда Александровна, учитель математики МБОУ «Сатинская сош» Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий… А.Дистервег Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. . Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется Хуторским Андреем Викторовичем на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями, применительно к математике, являются следующие: Ценностно-смысловая компетенция. мы должны выявить заинтересованных учеников и помочь им в ситуации самоопределения или профориентации. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Для реализации данной компетенции Лучше всего подходит: решение на уроках нестандантартных задач, требующих осмысленного применения знаний. проведение предметных олимпиад, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса Общекультурная компетенция - знакомство учеников с общественной моралью и традициями. Т.е. учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержание, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции. Для реализации данной компетенции возможно использование задач со скрытой информативной частью.Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных. Учебно-познавательная компетенция подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Реализации данной компетенции способствуют различные практические приемы организации работы учеников:проведение проверочных работ в форме теста Метод проектовПедагогическая мастерская Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Для реализации данной компетенции Необходимо приучать учащихся;находить необходимую информацию для сообщений, докладов, выполнения практических работ.оформлять результаты исследования в виде презентации, фильма и т.д. Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме. Для реализации данной компетенции используют различные коллективные (коммуникативные) приёмы работы дискуссия, групповая работа, парная работа и др. Социально-трудовая компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Реализация данной компетенции Происходит на уроках математики при решении задач с практическим содержанием во внеурочной деятельности при работе над исследовательскими проектами Компетенция личностного самосовершенствования. К ней относятся формирование психологической грамотности, культуры и логики мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Реализация компетенции личностного самосовершенствования. На первый взгляд, формированию данной компетенции способствует содержание учебного материала по биологии и ОБЖ. Однако, как показывает практика, учащиеся не всегда могут применять полученные знания на практике, поэтому с целью реализации данной компетенции, я использую такой вид деятельности на уроках, как решение задач с «лишними данными». Из всего выше сказанного следует, что введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.