Презентация Речевой этикет в учебниках «Русский язык» для 4-го класса


Речевой этикет в учебниках «Русский язык» для 4-го классаВыполнила Учитель начальных классов МБОУ Новониколаевская сошУрвачёва Ирина Васильевна Цель работы:на основе теоретических сведений по речевому этикету проанализировать учебники русского языка для 4-го класса начальной школы и разработать методические рекомендации по реализации этического аспекта культуры речи на уроках русского языка в начальной школе. Задачи работы Проанализировать лингво-методическую литературу по проблеме исследования.Определить функции и условия употребления речевого этикета в процессе общения.Дать характеристику основных тематических групп этикетных формул.Установить содержание программных требований с позиции этического аспекта культуры речи.Выявить объем сведений по речевому этикету в учебниках русского языка для начальной школы. Разработать методические рекомендации по работе над речевым этикетом на уроках русского языка в начальной школе. Материалы исследования:Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 частях. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл. В 2 ч. Желтовская Л.Я. Калинина О. Б. Русский язык: 4-й кл.: учебник: в 2 ч. речевой этикет «Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет повеления, дает те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного отношения к людям»Н.И. Формановская тематические группы, актуальные для речи младших школьников «Знакомство», «Приветствие», «Прощание», «Обращение и привлечение внимания», «Извинение», «Благодарность», «Поздравление» Работа по культуре общения, предусмотренная в разделе «Связная речь» (программа Т.Г. Рамзаевой){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}классСодержание работы по речевому этикету1Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании.2Речевая этика. Выражение благодарности.Слова, используемые при знакомстве.3Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление.Употребление слов, выражающих просьбу.4Речевая этика. Слова, используемые при извинении и отказе. Работа по речевому этикету согласно разделу программы «Речевое общение»(Программа Л. Я. Желтовской){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}классНаправления работы по речевому этикету1Углубить представления детей о роли использования при общении добрых, ласковых слов. Учить уместно употреблять такие слова в разных речевых ситуациях (приветствие, просьба, пожелание). Разыгрывание ситуаций. Развивать умение правильно пользоваться этикетными выражениями в ситуации приема гостей.Разыгрывание сценок, ситуаций (дарю подарок, беседую по телефону ).2Озвучивание поздравлений и пожеланий героев известных произведений (по ситуации рисунка).Использование обращений. Правила поздравления с Новым годом.Правила составления текста телеграммы о встрече.Использование этикетных формул приветствия в письменном общении.Редактирование письма. Составление текста письма-просьбы в редакцию.Обмен мнениями о любимых мультфильмах; советы, просьбы о показе любимых мультфильмов. Работа по речевому этикету согласно разделу программы «Речевое общение»(Программа Л. Я. Желтовской){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}классНаправления работы по речевому этикету3Составление устных и письменных текстов поздравлений с началом нового учебного года.Редактирование текста письма-заметки. Употребление в них обращений.4Ситуации по обучению правильному использованию выражений этикетного характера. Теоретические сведения, раскрывающие некоторые вопросы речевого этикета.Практический материал, позволяющий проводить работу по формированию культуры общения Классификация заданий учебникаЗадание к упражнению и текстовый материал подчинены работе по речевому этикету.Формулировка задания предполагает проведение работы по речевому этикету, но нет текстового материала к упражнению.Задание к упражнению не ставит целью формирование культуры общения, но текстовый материал может быть использован для проведения работы такого рода. Упражнения 1-й группыПрочитай текст. Какими словами Настя приветствовала бабушку и маму?Утро.- Доброе утро, Настенька! Пора собираться в школу.- Доброе утро, бабушка! Я уже проснулась.- Здравствуй, мамочка!- Здравствуй, дочка! (Учебник Т. Г. Рамзаевой)Вставь «волшебное слово» в тексты (отрывки из писем).Дорогая наша бабушка! Приезжай, …, к нам погостить.Мы будем очень рады.Игорь, если сможешь, вышли мне, …, набор карандашей для рисования. У нас в поселке их нет. (Учебник Л. Я. Желтовской) Упражнения 2-й группыупр. 285. Представь, что ты пишешь письмо. Какие обращения можно выбрать для приветствия и прощания? Запиши несколько фраз приветствия и прощания, используя слова «здравствуй», «до свидания». Упражнения 3-й группыупр. 138. Прочитай.Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. Ослик был очень симпатичный и забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. Упражнения 3-й группыЗапишите текст по памяти, найдите рифму.Спас мальчонка хромого зайчонка,Щенку помог выбраться на порог.«Славный мальчишка!» – подумал зайчишка.Вильнул щенок хвостиком:– Приходите в гости к нам! Упражнения 3-й группыПрочитай. Сколько предложений ты прочитал? Как ты это определил? Можно ли назвать эту группу предложений текстом? Почему? Назови признаки текста.- Здравствуйте!Сколько раз ты сегодня повторил это слово! Ты поздоровался с учителями, с друзьями, со школой. Вы не виделись целых три месяца.- Здравствуй, наш класс.- Здравствуйте, уроки и перемены.- Здравствуй, новый учебный год! Спасибо за внимание.