Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (Сентиментализм в русской культуре)


(фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment – чувство) — течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века. Что, с вашей точки зрения, управляет человеком – разум или чувства? Попробуйте описать характер человека, которым правит только разум или только чувство. Какие чувства, по-вашему, возвышают душу человека, а какие искажают ее? Приведите примеры из знакомых вам художественных произведений. Согласны ли вы, что большинство людей любит подглядывать за чужой жизнью, чужими переживаниями? Как к этому можно отнестись? Как вы думаете, эти люди счастливы или несчастны? Надо ли развивать свои эмоции, учиться чувствовать, и можно ли этому научиться? Может ли искусство, в том числе художественная литература, помочь в воспитании чувств? Черты сентиментализма: Ориентация на естественное, природное начало в человеке, которое не является гарантией разумного.Внимание к жизни чувств обыкновенного, частного человека.Сохранение рационалистической основы искусства – перед нами описание чувств абстрактного человека, человека вообще.Естественность в описании требует естественного языка, отсюда ориентация на средний стиль, из всех жанров ведущую роль начинает играть элегия. Пейзаж представляет собой пастораль, идеализированное изображение жизни крестьян. Пейзаж воплощает представление эпохи сентиментализма о прекрасном, совершенном мире. Щедрин С. Ф. Пейзаж в окрестностях Петербурга.Не датировано. Холст, масло. Боровиковский В. Л. Лизонька и Дашенька. Портреты. Сентиментализм. В. Л. БоровиковскийПортрет М. И. Лопухиной,1797Холст, масло. 72Ч53,5 Третьяковская галерея, Москва В.Л.Боровиковский, Портрет Е. А. Нарышкиной. 1799 год Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) - историограф - писатель - поэт - почётный член Петербургской Академии наук (1818) - Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. - Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Основные произведения: «Евгений и Юлия» «Письма русского путешественника»«Бедная Лиза»«Наталья, боярская дочь»«Прекрасная царевна и счастливый карла»«Сиерра-Морена»«Остров Борнгольм» «Юлия» «Марфа-посадница, или покорение Новагорода»«Рыцарь нашего времени» и другие. Реформа языка Карамзина Целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи.Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н. М. Карамзина.1827. Х. , м. 45х39. ГТГ, Кипренский Орест Адамович Вопросы к изучению темы Объективно или субъективно рассказывается история о бедной Лизе? Приведите примеры описаний природы, в которых также чувствуется присутствие автора.Какова роль автора в повести: он нейтрален или чрезвычайно субъективен и активен в эмоциональных проявлениях? Обоснуйте ответ.Какими качествами наделяет автор свою героиню? Условен или конкретен ее портрет? Приведите примеры.Что представляет собой герой?На чьей стороне в отношениях героев находится автор? Почему? Как вы понимаете смысл эпитета «бедная» - уровень материального достатка или несчастная судьба героини? Проявляется ли в эпитете авторское отношение к героине?В чем проявился демократизм Н. М. Карамзина? Объясните смысл финала (последний абзац): как «работает» у Н. М. Карамзина идея: порок наказан, добродетель торжествует?