Теоретические основы и опыт реализации программы «Предпрофильная подготовка»


Теоретические основы и опыт реализации программы «Предпрофильная подготовка» Предпрофильная подготовка – это не самостоятельная система, а подсистема профильного обучения и выполняет подготовительную функцию. Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников: 1. Умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям; 2. Умение осознанно осуществлять выборпрофиля, соответствующего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам детей; 3. Готовность нести ответственность за сделанный выбор; 4. Готовность прикладывать усилия для получения качественного образования; Создание условий для осознанного выбора девятиклассниками профиля дальнейшего обучения, их первичного профессионального самоопределения  Для реализацииданнойпрограммынеобходимо: Укрепление и сплочениересурсов и усилий школы с социальными партнерами Оказание психологической помощи уч-ся, учителям, родителям Обеспечение ПП уч-ся с учетом их интересов, склонностей,способностей Интеграция образо- вания с внеучебной практикой социально-профессиональногоcамоопределения школьников Обеспечение обязательной ПП учащихся, включающей овладение школьниками представлениями об образе «Я», о мире профессий, о рынке труда, приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения воспитание толерантности развитие самостоятельности и способности к самоорганизации формирование высокого уровня правовой культуры развитие способности к созидательной деятельности Цельобразовательного процесса: Педагогическая, психологическая иинформационнаяподдержка Принципы предпрофильной подготовки Вариативность и свобода выборакурсов Содействие самоопределениюучащихся Осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы. Обучение учащихся 9-го класса способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности Повышение качества знаний учащихся 9-го класса и успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы по новой форме. получитьинформацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силыи возможности, подготовиться к принятию решения о выборе своей будущей профессии, 9-классник может и должен: Возможные образовательные траектории обучающихся колледж ВУЗ ТЕХНИКУМ Основные направления программы «Предпрофильная подготовка» Информационное Психологическое Деятельностное Информационное направление Психологическое направление Деятельностное направление курсы по выбору информационная работа профильная ориентация Целью информационной работы является получение возможности узнать, где можно: получить или продолжить образование,посетить курсы по выбору,пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация-это: работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональномуи культурному самоопределению помощь в принятии школьникомрешения о выборе направления и места дальнейшего обучения Целями профессиональной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки являются: Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке трудаСоздание условий для повышения готовности подростков к социальному и культурному самоопределению Курсы по выбору как часть предпрофильной подготовки Курсы по выбору бывают: Межпредметные(ориентационные)четвертьвыход за рамки(кружки, студии) Предметно-ориентированные(пробные)четверть или полугодиеуглубленные, расширенные(факультативы) Курсы по выбору позволяют учащимся реально оценить свои возможности и попробовать свои силы. В процессе реализации предметно- ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи:Реализация учеником интереса к выбранному предметуУточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровнеСоздание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования. При выборе и разработке курсов по выбору в школе учитывается следующее: вариативность привлекательность избыточность Сменяемость 2 раза за учебный год Формирование в конце 8 класса Информация, расширяющая сведения по предмету Оригинальный материал, выходящий за рамки программы Знакомство со способами учебной деятельности для усвоения программы профиля Содержание курсов по выбору Для эффективной организации профильной ориентации в нашей школе использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образовательного пространства. Задачами данных курсов являютсяСоздание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.Поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю. Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов. В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий, такие как лекции, семинары, уроки, проектная деятельность, практики, игровые технологии и т.п. Выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования помогают пополнить портфель индивидуальных достижений – портфолио. 1. Увеличиваются часы вариативного компонента Базисного учебного плана в выпускном 9 классе основной ступени общего образования 2. Проводится опережающая профориентационная работа по освоению учеником механизма принятия решения, освоения поля возможности и ответственности 3. Школьники обучаются различным способам работы с информацией Структура организации предпрофильной подготовки Заместитель директора по УВР Учителя-предметники Классныйруководитель8 класса Классный руководитель9 класса Учащиеся 9 класса Учащиеся и родители8 класса Учащиеся и родители9 класса Создание банка элективных курсов в школе Предпрофильное обучение учащихся 9 класса предусматривает создание большого числа курсов по выбору, которые помогут самоопределиться в выборе профиля обучения в старшей школе или выборе профессии. Учебный план 9 класса Федеральный компонент 29 часов Региональный компонент 3 часа Школьный компонент 3 часа Предельно допустимая аудиторная недельная нагрузка 35 часов Школьный компонент 2 часа – элективные курсы (обязательные для посещения)1 час – углубление, факультативные курсы по выбору, индивидуальная и групповая работа (не обязательные для посещения) Для успешной организации образовательного процесса важнейшее значение имеет еще один этап его планирования –составление расписания занятий Составление расписания занятий План и расписание должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года. психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, особенности содержания и построения образовательного процесса в школе, дидактические требования к режиму работы школы, интересы, возможности и объем нагрузки учителей Расписание учитывает Наряду с этим, учитывается, что расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя всего расписания высокое качество образования, преодоление дезоргани-зации школьной жизни, профилактику перег-рузки, переутомления и заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых Расписание занятий соответствует ориентации на Этапы подготовки учащихся к ситуациям выбора: оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. при окончании 9 класса завершающий моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; в период обучения в 9 классе основной выявление образовательного запроса учащихся при завершении обучения в 8 классе пропедевтический содержание работы период этапы пропедевтический этап Презентация «образовательной карты» территории Предварительная диагностикаобразовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей основной этап Обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательнойдеятельности Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположен-ности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения завершающий этап Реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля Используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора Если результатом деятельности школы будут мотивационная, информационная и практическая готовность школьника к выбору профиля или профессии, то работу школы по предпрофильному обучению можно считать успешной. В настоящее время работа продолжается… Если ты не сможешь быть сосной на вершине холма Будь маленьким деревцем в долине.Но только самым лучшим деревцем.Будь кустиком, если не сможешь быть деревом.Будь травой у дороги и дай отдохнуть усталому путнику,Если не можешь быть кустиком.Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если ты не можешь быть капитаном, Кто-то должен быть и матросом.Для всех найдётся работа на корабле жизни,Только найди своё дело.Если ты не можешь быть солнцем, Будь звездой на небе.Только найди своё делоИ старайся стать самым лучшим! В добрый путь!