Презентация по теме самообразования Ситуативность как основной компонет развития коммуникативной компетенции


Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенцииШакирова Ф.Г. Ситуация - это совокупность обстоятельств реальной социальной действительности, фона, на котором разворачиваются какие-то события, причем эти обстоятельства должны служить стимулом к действию и поступкам. Поэтому, для вовлечения в процесс обучения и развития речи учащихся на своих уроках я часто использую ситуативную организацию обучения. Это в свою очередь предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Какие виды ситуаций различают? В методике преподавания иностранных языков различают 2 вида ситуаций : реальные (естественные), воображаемые (учебные).Реальные ситуации Характерным признаком реальной ситуации является появление в окружающей учебной обстановке чего-то нового, не свойственного повседневному положению вещей. Число реальных ситуаций в учебном процессе обычно весьма ограничено, и их , как правило, нельзя заранее запланировать. Следовательно, ориентация на обучение учащихся при помощи только реальных ситуаций привела бы к тому , что учитель лишится возможности использовать их в какой-либо целенаправленной и организованной методической системе. Но это вовсе не означает, что реальные ситуации не могут найти своего места в учебном процессе. Наоборот, их целесообразно использовать эпизодически, т.е. тогда, когда они «укладываются» в рамки заранее запланированного учебного материала. Реальные ситуации. Пример. На уроке изучается тема «Спорт». Как раз, в этот период в школе проводятся спортивные состязания. Один из учащихся класса (спортсмен) выступил на этих состязаниях, но не совсем удачно. Эта ситуация может стать основой для создания реальной речевой ситуации. Причины неудачного выступления ( болезнь, плохая подготовка, необъективное судейство ) служат хорошим поводом для беседы на иностранном языке. Учащийся с удовольствием вовлекается в диалог, ведь данное событие для него «не безразлично». Воображаемые ситуации В своей практике чаще всего я использую учебные (воображаемые) ситуации. Основным признаком таких ситуаций является наличие речевого стимула, который должен вызвать соответствующую речевую реакцию, т.е. необходимость в речевом общении. Какие могут быть речевые стимулы? Они могут быть самые разнообразные. В своей работе чаще всего я использую речевые стимулы вербального (словесного) характера. Например : «Пригласите наших друзей посетить Россию и подскажите маршрут путешествия». Однако следует учесть, что не каждая ситуация содержит речевой стимул. Например, звонит телефон. Вы снимаете трубку, но абонента не слышите. Эта ситуация не вызовет речевого поступка. В лучшем случае учащийся произнесёт одно слово «алло» или «не слышу» и повесит трубку. Подобные ситуации можно назвать ситуациями действия, а не речевыми. Также овладение невербальными средствами иноязычного общения на уроках бесспорно приближает учащегося к полноценному диалогу на иностранном языке, ведь человек не может общаться, оставаясь неподвижным, не жестикулируя и не меняя выражения лица. К невербальным средствам (к неречевым ) относятся жесты, мимика , позы, движения тела, кашель, вдох, выдох и т.д.) Они подразделяются на вокальные (голосовые ), мимические и пантомические сигналы(элементы). Эти сигналы также несут в речевом акте определённую смысловую и эмоциональную информацию. Эффективные формы организации речевой практики на уроках.Речевая ситуация наиболее эффективно может быть представлена и в видеосюжете. Этот вид работы я часто применяю на уроках. Видеосюжеты не только позволяют сообщать лингвострановедческие знания, но и наглядно демонстрируют образцы динамического поведения носителей языка в жизненной ситуации, общения с учётом речевых и неречевых компонентов коммуникации. Просмотр видеосюжета создаёт также условия функционирования речи, порождающей информацию в коммуникативных целях. Следовательно, использование видео на уроках может служить ориентировочной основой для формирования навыков и умений использования невербальных средств иноязычного общения в коммуникативных целях.Ролевая игра - одна из эффективных форм организации речевой практики на уроках. Этот вид работы, применяемые мною на уроках, не только активизирует деятельность учащихся на уроке, но и способствует закреплению языкового материала. Учащиеся , наделённые какой – либо ролью, подражают во всём носителям языка, в том числе и в жестикуляции. Конечно, создание учебных ситуаций – задача нелёгкая. Ведь она должна стимулировать учащихся к свободному говорению, включать в себя такой речевой стимул, который бы вызвал у школьников внутренние побуждения к речевой реакции, выраженные в виде просьбы, согласия, догадки, извинения, поздравления, объяснения, благодарности и т.д. Правильно созданная ситуация ставит учащихся в условия, при которых их речь становится такой же естественной, как и в процессе реального общения между людьми. Систематическое и целенаправленное использование ситуативных упражнений в дальнейшей работе позволит мне :Привить моим учащимся умения и навыки вести условно – неподготовленную беседу на иностранном языке;Дать учащимся возможность постоянно ощущать и видеть результаты их учебного труда, осознать практически смысл приобретённых ими речевых иноязычных умений и навыков;Организовать процесс обучения таким образом, чтобы характер учебной деятельности учащихся не ограничивал их инициативу и самостоятельность , а наоборот, представлял бы им широкий простор для творческой активности, для развития способностей. Спасибо за вниманиеШакирова Ф.Г.