«Интеграция как принцип обучения математике в начальной школе. Сравнение понятий дифференциации и интеграции применительно к процессу обучения. Реализация принципа интеграции в программе Рудницкой В.Н.»


Интеграция как принцип обучения математике в начальной школе. Сравнение понятий дифференциации и интеграции применительно к процессу обучения. Реализация принципа интеграции в программе Рудницкой В.Н.ВыполнилаУчитель начальных классов МБОУ СОШ №18 г. Твери Ильина-Грачёва Надежда Викторовна 2014 г. АктуальностьСегодня ни для кого не секрет, что школьники стали хуже учиться. Причин для снижения мотивации обучения множество: перегрузка информационным потоком, недостаточный контроль со стороны родителей, изменение жизненных приоритетов и многое другое.Однако, как показывает практика, обучение в большей мере зависит от заинтересованности детей и их эмоционального настроя. Помочь объединить эмоции и разум может интеграция.Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности , коммуникативных способностей. Интеграция – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (при этом интеграция рассматривается как цель обучения); Интеграция– это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция – средство обучения). Цель интеграции - формирование целостного восприятия мира у школьников, т.е. формирование мировоззрения Структура интегрированных уроков отличается :предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью;взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке. Интегрированные уроки математики в начальной школе позволяют решать следующие задачи:повысить качество знаний по предмету;повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость;отыскать точки соприкосновения предметов математики , информатики и др.показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности;способствовать развитию творческих возможностей учащихся, помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса математики , информатики и др.расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла. Интеграция и дифференциацияИнтеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. В переводе с латинского “интеграция” означает значение “восстановление”, “восполнение”. Дифференциация – “разность, различие”. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации. Реализация принципа интеграции в программе Рудницкой В.НВ учебниках Рудницкой В.Н. УМК «Начальная школа XXI века» содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся начальных математических знаний и выработки предметных, учебных и универсальных умений. Специальные интегрированные задания направлены на логико-математическое развитие детей, развитие их геометрических и пространственных представлений, математического языка и речи. Элементы арифметикиАрифметическую часть курса составляют натуральные числа и нуль, а также арифметические действия и алгоритмы их выполнения. Существенной задачей этой части курса является формирование у учащихся вычислительных навыков. Учитывая международный опыт , в целях расширения математического кругозора нашего младшего школьника и усиления практической направленности обучения в арифметическую часть курса четырехлетней школы включены такие вопросы, как ознакомление учащихся с различными шкалами, таблицами, диаграммами (линейными, круговыми), графиками, координатной осью и координатным углом. Величины и их измерение Рассматривая линию величин и их измерение, должна заметить, учащиеся легко выполняют практическую работу по измерению длины отрезков, находят расстояние между точками, определяют величину угла, массу предмета, время; вычисляют периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), объем прямоугольного параллелепипеда. Алгебраическая и геометрическая частиВ области алгебраического развития младших школьников одной из наиболее продуктивных идей является формирование понятия переменной, которая лежит в основе всей алгебраической части программы.Геометрическая часть курса обеспечивает полноценное развитие пространственных представлений младших школьников, формирование круга геометрических знаний и умений с целью подготовить переход к изучению геометрии в средней школе. Учащиеся различают геометрические фигуры ( плоские -многоугольник, отрезок, круг, ломаная, изображают их на бумаге, пространственные – шар, цилиндр, конус, пирамида, призма), изучают преобразование – осевую симметрию. Много внимания в курсе уделяется формированию у учащихся графических умений и навыков. Вывод Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса. Её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования. Интернет-ресурсыhttp://festival.1september.ru/articles/571770/ http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-dou-2012/231dou.htm http://natursciences.area7.ru/?m=7614 http://www.dioo.ru/printsipyi-obucheniya.html Спасибо за внимание!