Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии в условиях реализации ФГОС


Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии в условиях реализации ФГОСМКОУ Кривоносовская СОШУчитель химии IKK Кривоносова И. П. Здоровье    - совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, социальное здоровье. В условиях введения ФГОС перед учителем остро встаёт вопрос о создании условий формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Основные подходы к решению проблемы здоровья профилактический методический формирование здоровой личности. Профилактический подход передача базовых знаний об индивидуальном здоровье; отслеживание мониторинга состояния здоровья воспитуемых; работа по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний; информация по технике безопасности на уроках химии. Методический подход использование учителем демократических методов организации учебного процесса; обучение учащихся способам и приёмам взаимодействия с окружающим обществом и природой; формирование мотивации к самоорганизации и самообразованию; формирование среды сотрудничества в ходе учебного процесса. Формирование здоровой личностиорганизация системы условий для сохранения и созидания здоровья;создание системы, обеспечивающей усвоение школьниками правил безопасности ; создание условий для осознанного их соблюдения. В химическом кабинете необходимо иметь следующие документыИнструкции по правилам безопасности в кабинете химии;Инструкции по правилам безопасности при работе с отдельными веществами;Журнал инструктажа учащихся по ТБ;Журнал прекурсоров;Требования безопасности при размещении и хранении реактивов и оборудования. Перечень инструкций по технике безопасностиДолжностная инструкция учителя;По охране труда для учителя химии;По безопасности работы со стеклянной посудой;По охране труда при использовании ТСО;По охране труда при проведении демонстрационных опытов;По правилам безопасности для учащихся в кабинете химии; Правила безопасности при работе со спиртовкой;Правила безопасности при работе с кислотами;Правила безопасности при работе со щелочами;Правила безопасности при работе с хлоридами;Правила безопасности при работе с соединениями бария;Правила безопасности при работе с соединениями меди и т.д. Каждая инструкция должна включать 5 пунктов Общие требования безопасности;Требования безопасности перед началом работы;Требования безопасности во время работы;Требования безопасности в аварийных ситуациях;Требования безопасности по окончании работы. Виды инструктажаВводный - на первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся;Первичный на рабочем месте - перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником;Повторный - на первом уроке в каждом полугодии;Текущий - перед проведением лабораторных и практических работ;Внеплановый - в случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности "Правила обращения с кислотами"При работе с кислотами запрещается!1.Трогать вещество руками2.Пробовать на вкус3.Подносить сосуд с кислотой близко к лицу4. Вливать воду в кислоту5. Если разлил кислоту, необходимо обратиться к учителю.При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность!1.Соблюдать осторожность2. Работать в перчатках3. Вливать кислоту в воду4. Распознавать кислоты с помощью индикатора5. Для определения запаха, ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу, держа сосуд с кислотой на расстоянии. Вопросы здоровьесбережения на уроках химииЗадачи учителя: помочь ученику сохранить свое здоровье, помочь приобрести знания об основах здорового образа жизни, вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию. Формы работы: Введение вопросов здоровьесбережения в содержание урока- уроки здоровья;- частичное введение некоторых вопросов в содержание урока, значение изучаемых в теме веществ для организма человека, правила обращения с веществами;- применение физкультминуток на уроках;- введение материала в содержание расчетных задач. ФизминуткаЯ буду называть формулы веществ. Вы определяете класс веществ и соответствующий вариант поднимается. 1 вариант – оксиды; 2 вариант – основания; 3 вариант – кислоты; 4 вариант – соли. NaOH, KCl, CO, HCl, SO2, Mg(OH)2, H3PO4, Na2SO4, CuS, P2O5, Al(OH)3, H2CO3 Физминутка2. Если вы согласны со следующими утверждениями, то кивайте, если нет, то отрицательно помашите головой.1) Растворимые в воде основания называются щелочами. (Да)2) Все кислоты растворимы в воде. (Нет)3) Оксиды бывают только газообразными. (Нет)4) Хлорид натрия называют поваренной солью. (Да)5) Соли угольной кислоты называются нитратами. (Нет)6) Степень окисления железа всегда +2. (Нет)7) В воздухе содержится 78% азота по объёму. (Да)8) Молекула углекислого газа содержит атомы углерода и кислорода. (Да)9) Лакмус в кислотах красный. (Да) Материалы для составления задач Присутствие химических элементов в организме человека, в каких органах они находятся, их роль, токсичность, источники, суточная нормаО роли некоторых веществ (вода, серебро, витамины)Применение неорганических веществ как лекарственных препаратовО химических явлениях в организме человекаХимия и гигиенаО пище и пищевых продуктахЗнаете ли вы, что… Задачи можно предложить учащимся как химическую разминку в начале урокапри закреплении нового материалакак дополнительное задание во время контрольной работы как творческое задание по самостоятельному составлению задачили предложить подобрать к математическим расчетам материал по здоровьесбережению. Спасибо за внимание!