Презентация к докладу Проектная деятельность как эффективное средство повышения качества устной и письменной речи обучающихся


Проектная деятельность как эффективный способ повышения качества устной и письменной речи обучающихсяГвоздева О.А. учитель русского языка и литературыфилиал МБОУ СОШ с. Ламское в с. Берёзовка Модернизация российского образования Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Информационная стадия развития общества, в которую мир вступил в последнее десятилетие XX века, требует постоянного поиска новых форм организации учебного процесса, которые позволили бы:
ppt_xppt_y
обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применятьих на практике;Развить каждого учащегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;Повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;Вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;Научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе. Проектная деятельностьУчащийсяУчительприобретает опыт творчества;использует разные формы работы.повышает уровень коммуникабельности;развивает устную и письменную речь.имеет возможность выбрать тему работы;



Разновидности учебных проектов(по своей направленности)




. Исследовательский проект. включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. результат (статья, реферат, доклад, презентация) К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы в словаре В.И.Даля», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой», «Просторечная лексика в речи подростков», «Путешествия слов из одного языка в другой», «Увлекательные истории слов».    Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории,К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Слова –паразиты в русском языке», «Молодежный сленг», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач». Творческий проект.Такие проекты не имеют детально разработанной структуры (она только намечается и развивается по ходу работы), однако предполагают определенный результат: совместно выпущенную газету, видеофильм, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте — максимально свободный и нетрадиционный. Например, экскурсия в страну лексикология, «Виртуальная экскурсия на родину С.Есенина», по чеховским местам города Таганрога, театрализованное представление «Диалектная лексика»   5.Игровой (ролевой) в ходе которого учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Структура таких проектов остается открытой до их окончания. Участники ролевого проекта, имитируя социальные или деловые отношения, принимают на себя определенные роли: литературных персонажей, исторических деятелей или выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова», Каждому учащемуся в классе, в зависимости от подготовленности,  дается определенная роль. Хорошо такой проект готовится детьми по произведениям «Двенадцать месяцев», «Ревизор», рассказы Чехова Каждый ученик выступает в роли персонажа пьесы и дает себе характеристику. Также ролевым  проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам. Практико-ориентированный проектВ таких проектах с самого начала четко обозначен результат деятельности участников проекта, причем этот результат ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) и может быть использован в жизни класса и школы. Мы в ходе совместной деятельности составляем таблицы для кабинета русского языка, а также готовим различные материалы для учащихся I ступени обучения. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, словарь «Ошибки в речи», словарь «Речь подростка»Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д. Разновидности учебных проектов(по продолжительности)


Разновидности учебных проектов(по количеству участников)-Коллективные-Индивидуальные-Групповые Опыт использования метода проектов • Минипроекты: – Написание собственной басни, сказки, загадки» - 5 класс«Поучение младшему брату, сестре», «Рассказ о классе в форме былины»; 7 класс Кроссворды; – «Волшебные сказки»; «Имя существительное», «Синтаксис», Викторины по изученным произведениям• Краткосрочные: –– «Путешествие по стране Орфография»; – Брей-ринг «Творчество Л.Н.Толстого»;– «Неотправленное письмо Софьи к Чацкому» 9 класс;– «Иллюстрации к Сказкам Пушкина»; – Иллюстрации к сказам П.П.Бажова – «Лингвистическая сказка о деепричастии»; – Задания «Занимательная орфография»; – Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; Недельные: –– «Образ Емельяна Пугачева» - 8 класс; • Долгосрочные: – «Sms как новый речевой жанр»; – Язык развлекательных передач – «Семейные ценности» Преимущества использования проектной деятельности1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся для поиска и обработки необходимой информации. 2. Повышение мотивации учащихся в учебе. 3. Повышение самооценки учащихся, предоставление каждому возможности самореализации. 4. Развитие творческих способностей учащихся. 5. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. 6. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств. 7. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме. Минусыопасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.       при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Заключение.Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. «Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать!»Л.Н. Толстой.