Виды работы с текстом на уроках русскогог языка в начальных классах


Виды работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе Автор:Учитель начальных классовМБОУ СОШ №143г. ЕкатеринбургI категорииСурина М.Н. В начальной школе по русскому языку одним из основных разделов является раздел “Связная речь”. В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь учащихся развивается. Компоненты работы с текстом: понятие “текст” тема текста основная мысль текста заголовок текста построение (структура) текста связь между частями текста связь между предложениями в каждой части текста виды текстов понятие об изложении понятие о сочинении Вся работа с текстом в начальной школе основана на дидактическом принципе: “От простого – к сложному, от легкого – к трудному”. Виды заданий работы с текстом: 1. Деление текста на предложения: 3-4 предложения – 2 класс; 5-8 предложений – 3 класс;9-12 предложений – 4 класс. Спиши текст, раздели его на предложения: Муравей и зерноМуравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник. 2. Составление предложений из слов.Из данных слов составить предложения, записать текстом, текст озаглавить:Русский, хорош, зимой, лес.Деревьями, под, сугробы, глубокие.Согнулись, берёз, от, молодых, инея, стволы.Зелёные, покрыты, ветви елей, шапками, снега, белыми. 3. Работа над деформированным текстом: Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика. Расположи части текста в соответствии с планом так, чтобы получился связный текст1) Весна улыбнулась.2) Весна голос подает.3) Настоящей весной запахло.Приход весны.Вот уже снег сделался грязным, осел. Заговорили ручьи по дорожкам. Воробьи кричат целыми днями.Весь снег растаял. Показались подснежники. Это первые цветы. Они пахнут настоящей весной.Стало солнышко сильнее пригревать. Сосульки заплакали на крышах. Улыбнулась весна. 4. Творческие работы: Составление текста по словосочетаниямИспользуя данные словосочетания составь предложения и связный текст на тему ”Золотая осень”Кружится хоровод, жёлтые листья, налетел ветер, запоздалый цветок, голые стебли, новая шубка, шуршит под ногами, золотая осень. Составление текста по иллюстрации при помощи планаРассмотри рисунок, озаглавь его.Составь текст по плану. Напиши текст.План1) Скоро прилетят птицы.2) Работа в мастерской.3) Новосёлы. 5. Написание изложений:классификация изложений:подробное выборочноекраткое (сжатое)с дополнительным речевым заданием творческого характераизложение знакомого, малознакомого и незнакомого текстаизложение текста, воспринимаемого зрительно, на слух и зрительно, только на слухизложение по плану 6. Написание сочинений: классификация сочинений:сочинения повествовательного характерасочинения описательного характерасочинения-рассужденияВиды сочинений:по картинепо вопросампо личным наблюдениямпо опорным словам на заданную тему Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка. Спасибо за внимание!