Технология формирования типа правильной читательской деятельности


Технология формирования типа правильной читательской деятельности Реализация требований ФГОС НОО средствами УМК  «Школа 2100»Презентацию составила: Е.В.Усынина Эпиграф“Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”. С. Лупан АКТУАЛЬНОСТЬ: Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников.Цель литературного образования в начальной школе:Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Главная задача:Обучить ребенка приёмам работы с текстом. Автор: Наталия Николаевна Светловская Технология формирования типа правильной читательской деятельности Технология представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).Цель технологии:Формирование личностногои ценностного отношения к чтению.

Достоинства технологии: применима самостоятельно вне урока; возрастосообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.


В 1 – 6 классах реализуется идея литературного чтения.Литературное чтение предполагает:Опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);Введение художественного произведения в литературно – исторический контекст (в 1–3-м классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-м классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4–6- классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии портреты); 3) установление связей с жизненным опытом ребенка;4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом. Основная задача учителя - помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Не стоит торопиться и использовать такие виды анализа, как «пообразный», «проблемно-тематический», «композиционный» и др. Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:1) выделение ключевых слов;2) беседа;3) составление плана;4) построение структурной модели текста;5) наблюдение над системой образов (в 3–4-м классах, без введения этого понятия);6) комментированное чтение;7) диалог с автором через текст и др. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой. 3) После чтения текста рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во время чтения текста изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста до чтения текста просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель – самостоятельно понимать текст.Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

1-й этап: Работа с текстом до чтенияЦель: прогнозирование будущего чтения.Задание: предположите, о чем данный текст (какова его направленность) по: названию имени автора иллюстрациям (перед текстом) выделенным словам (просмотровое чтение) привлекая предшествующий читательский опытМотивирование чтения 2-й этап: Работа с текстом во время чтенияИзучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)ПРИЕМ: диалог с автором (на любом этапе):Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)Прогнозировать Ответы на эти вопросы Проверять свои прогнозы, по ходу чтения Зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). Интерпретация текста Комментированное чтение На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Что же необходимо для того, чтобы состоялось комментированное чтение?А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения. В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией. Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!»,«Достаточно!»,«Хватит!»,«Остановись здесь!» и т.п. Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово (определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию. И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ: Вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей ; на обоснование, аргументацию, доказательство ; оценочные ; формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста. Оставляя сигналы в тексте, учителю важно учитывать, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации. 3-й этап: Работа с текстом после чтенияКонцептуальная (смысловая) беседа по тексту Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.Корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом Творческие задания (3 этап) Творческие задания обязательно предполагают самостоятельность ребенка при их выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)». Творческие задания на осмысление содержания текста:рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др. Творческие задания на развитие реакции на художественную форму:подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой. Творческие задания, направленные на развитие эмоциональной сферы: выразительное чтение; сопоставление литературного произведения с другими видами искусства; оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. Задания на развитие творческого воображения: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям; инсценирование; драматизация и др. Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора). Интеллектуальные – извлекать информацию из текста. Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.Организационные – умение работать по плану (алгоритму). Личностные результатыоценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результатыформирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;проговаривать последовательность действий на уроке;учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других;выразительно читать и пересказывать текст;договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметные результатывоспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;осмысленно, правильно читать целыми словами;отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;подробно пересказывать текст;составлять устный рассказ по картинке;заучивать наизусть небольшие стихотворения;соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;различать рассказ и стихотворение. «Чего человек не понимает, тем он не владеет» И.В. Гете …и то он не любит !В заключении:В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. rrrr СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Список использованной литературы:«Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ».«Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению». Бунеев Рустэм, Бунеева Екатерина, Пронина Ольгаhttp://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php