Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»


Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику Составила воспитатель (по обучению детей татарскому языку)Маннапова Г.И. Музейная педагогика как наука Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Цель: создание условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.Задачи:сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;расширить представления о содержании музейной культуры;создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;познакомить дошкольников с историей родной страны, традициями и промыслами родного края.развивать чувство гордости за достижения своей страны. В основу решения этих задач положены следующие принципы принцип учета возрастных особенностей дошкольников;принцип опоры на интересы ребенка;принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;принцип наглядности;принцип последовательности;принцип сотрудничества и взаимоуважения. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Музейная педагогика состоит из работы, направленной на: формирование целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями; развитие способности воспринимать музейную информацию; воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей. Методы, используемые в музейной педагогики многообразны и подходят для детей всех возрастных групп: погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, интерактивный прием – использование листов активности, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, мини-спектакли, обыгрывание ситуаций, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов и так далее. Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов. На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях. На втором этапе детям предъявляется готовый мини- музей, организуются экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит: осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции прослеживается история каждого экспоната. Для родителей также организуются экскурсии по существующим мини – музеям, оформляется наглядная информация, способствующая повышению заинтересованности родителей воспитанников технологиями музейной педагогики. На третьем этапе дети и их семьи включаются в процесс создания  тематического мини – музея: участвуют в сборе экспонатов, оформлении экспозиции, подготовке экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея. Естественно, что не всегда у педагога есть возможность работать с детьми в музее, именно поэтому все вышеназванные методы с успехом применяются в мини – музеях,  которые создаются во многих дошкольных учреждениях.Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. План работы по созданию мини-музея в ДОУ Реализация направления «Музейная педагогика».  Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.  Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.  Формирование у дошкольников представления о музее.  Расширение кругозора у дошкольников.  Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.  Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.  Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.  Развитие творческого и логического мышления, воображения.  Формирование активной жизненной позиции. Формы работы в мини-музее Мини-беседы с детьми. Экскурсии для детей и родителей. Самостоятельное рассматривание экспонатов. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.Творческие игры, образовательные путешествия. Чтение художественной литературы. Исследовательская деятельность, экспериментировнаие.Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.  Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты; ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей. Виды оформления мини-музея:  1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду). Работа по созданию мини-музея 1. Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.  2. Практический этап Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.  3. Подведение итогов  Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Музей татарского быта Мини-музей ракушек Мини-музей «Чудо-дерево» Мини- музей «Звонкий колокольчик» Мини-музей хлеба Мини-музей кукол Мини-музей ложек Мини-музей пуговиц Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п. Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений -музею.   Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.