Корригирующая гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки


Корригирующая гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов;формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;тренировка равновесия, улучшение координации движений;восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность: изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника. При подборе специальных упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой. при подъеме нижних конечностей из положения лежа на спине функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза. для укрепления ягодичных мышц предлагают различные махи ногой назад, но ослабленные и удлиненные ягодичные мышцы часто запаздывают и включаются позже разгибателей поясничного отдела позвоночника.Такие занятия ведут к увеличению дефекта осанки. Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках. Комплекс, предназначенный для исправления асимметричной осанки начинается из эмбриональной позы и приходит к положению стоя через положения сидя и на четвереньках, таким образом повторяя становление движений в онтогенезе человека. Такой принцип построения комплексов корригирующей гимнастики можно использовать для лечения любых нарушений осанки. Методика ЛФК определяется степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника,при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации. Упражнения должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др. При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза - упражнения, способствующие укреплению ишиокруральных, ягодичных мышц, брюшного пресса.При уменьшении угла наклона таза - упражнения, способствующие укреплению разгибателей поясничного отдела позвоночника, мышц передней поверхности бедра. Устранению крыловидности лопаток и приведению плечевых суставов - упражнения, укрепляющие нижние и средние фиксаторы лопаток, расслабляющие и растягивающие верхние фиксаторы лопаток, большую и малую грудные мышцы. При асимметричной осанке наиболее важны симметричные упражнения. Они дают выравнивание силы мышц и устранение дефекта. Исследования показали, что при выполнении таких упражнений ослабленные мышцы на стороне отклонения работают с большей нагрузкой, чем на противоположной стороне.Обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки достигается путем контроля осанки и выполнения специальных упражнений перед зеркалом из различных исходных положений. Основной задачей является не мобилизация и коррекция искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Изменение статико-динамического стереотипа осуществляется путем целенаправленного воздействия на выше- и нижележащие по отношению к искривлению звенья опорно-двигательного аппарата и регуляции соотношений тонуса, сопряженных мышечных групп, принимающих участие в формировании осанки. Бессмысленны попытки механически «выпрямить» искривление позвоночника, вызванное структурной перестройкой позвонков и межпозвонковых дисков. Суть лечения состоит в коррекции искривления позвоночника за счет уменьшения функционального компонента искривления и стабилизации достигнутой коррекции за счет улучшения функционального состояния мышечно-связочного аппарата или с помощью корсетирования Важнейшим моментом лечебного воздействия при лечении сколиоза является восстановление мышц, находящихся в состоянии фасциально-мышечной ригидности, а проще говоря, находящихся в состоянии локального спазма. Достигается это при помощи постизометрической релаксации и специальных упражнений.Выполнение специальных упражнений для каждого пациента индивидуально и зависят от характера сколиотических проявлений. Для выполнения комплекса упражнений лечебной гимнастики ребенок должен иметь достаточный резерв физических сил. В противном случае может наступить быстрая утомляемость, крепатура мышц, в результате чего может увеличиться деформация позвоночника. При назначении комплекса физических упражнений лечебной гимнастики должен соблюдаться принцип постепенного увеличения нагрузки по интенсивности и времени проведения.Для определения возможностей начальной нагрузки необходимо иметь данные проб о силе, выносливости и статических нагрузках больших групп мышц - разгибателей туловища и мышц брюшного пресса. Сила мышц спины При проведении проб следует ориентироваться на нормативные показатели, установленные А.М.Рейзман и Ф.И.Багровым для мышц-разгибателей туловища в возрасте 7-11 лет 1-2 мин.; в 12-16 лет – 1,5-2,5 мин; для мышц брюшного пресса (в темпе, не превышающем 16 движений в минуту).в возрасте 7-11 лет –15-20 движений, в 12-16 лет – 25-30 движений Определение силы мышц в динамике проводят в одинаковых условиях и в одно и то же время суток, так как в течение дня сила и выносливость человека нестабильна. Для детей дошкольного возраста занятия, проводимые в сюжетно-ролевой форме, имеют преимущества перед обычными занятиями физической культурой. Однако, погружаясь в образ, ребенок иногда допускает неточности в выполнении движений, что может снизить и даже свести на нет ожидаемый лечебный эффект. Поэтому важно заранее научить детей правильно выполнять упражнения, либо начинать занятия сильно сокращенным комплексом, выстраивая сюжет таким образом, что неверное выполнение упражнения разрушает всю сказку. По мере освоения одних упражнений можно добавлять другие. Каждый комплекс содержит 5 упражнений во вводной части, 9-10 в основной и заключительная часть включает упражнение в диафрагмальном дыхании и расслабление. На первых занятиях желательно взять 3-5 упражнений из основной части и постепенно добавлять по 1-2 в неделю.