Родительское собрание на тему Взаимодействие педагогов и специалистов в профилактике, диагностики и коррекции адаптационных нарушений у детей


* Конспект родительского собрания «Взаимодействие педагогов и специалистов в профилактике, диагностике и коррекции адаптационных нарушений детей» Титовой Галины Юрьевны, * Адаптация (лат.adapto-приспособляю).Адаптивность - способность к приспособлению - у разных людей различна. Она отражает уровень врожденных и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. Отмечается зависимость адаптивности от физического, психологического, нравственного здоровья человека. * Предпосылки ухудшения здоровья детей: Нарушение экологического равновесия в окружающей среде;Ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщин;Рост алкоголизма, наркомании;Низкая культура семейного воспитания;Незащищенность отдельных групп населения (безработица, беженцы);Недостатки в медицинском обслуживании;Несовершенство системы дошкольного воспитания. * Показатели низкого уровня адаптационных возможностей: Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;Недостаточный уровень социальный и психолого-педагогической готовности к школе;Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности. * Признаки недостаточной готовности к школе: Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;Недостаточная организованность и ответственность ребенка;Неумение общаться, адекватно вести себя;Низкая познавательная активность;Ограниченный кругозор;Низкий уровень развития речи. * Показатели несформированности предпосылок учебной деятельности: Несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;Недоразвитие произвольного внимания;Недостаточность развития мелкой моторики руки;Несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука – глаз»; Низкий уровень развития фонематического слуха. * Условное разделение детей на группы по степени адаптационных возможностей: Нормальная адаптивность Группы риска 1 группа – вхождение в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно. Быстро адаптируются к школьному режиму. Процесс обучения вызывает положительные эмоции. Высокий уровень развития познавательной деятельности. 4 группа – отчетливо проявляются трудности адаптации к школе. Работоспособность понижена. Быстро накапливается усталость; неуверенность, невнимательность, тревожность; проблемы в общении; низкая успеваемость. 2 группа – характер адаптации удовлетворительный. Могут возникнуть отдельные затруднения в новой для них школьной жизни; со временем проблемы сглаживаются. Быстро включатся в учебную деятельность, успешно усваивают учебный материал. 5 группа – трудности адаптации ярко выражены. Работоспособность низкая. Дети не отвечают требованиям обучения в обычных классах. Социально-психологическая незрелость; стойкие трудности в учении, отставание, неусеваемость. 3 группа – работоспособность неплохая, но заметно падает к концу дня и недели, отмечаются признаки переутомления, недомогания. Познавательный интерес недостаточно развит. Многим не хватает учебного времени в школе для усвоения знаний. 6 группа – самая низкая ступень развития. * Школьные адаптационные нарушения – «школьная неприспособленность» - любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у ребенка в его школьной жизни. Социально – психологические адаптационные нарушения – более широкое понятие, связанное с общими психологическими проблемами у ребенка. * Типы адаптационных нарушений: Педагогический уровень (проблемы в обучении);Психологический уровень (чувство тревожности, незащищенности);Физиологический уровень (отрицательное влияние школы на здоровье детей). * Педагогические факторы, приводящие к адаптационным нарушениям: Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей групп риска;Несоответствие темпа работы на уроке учебным возможностям детей групп риска, которые отстают в 2-3 раза от своих сверстников по скорости восприятия;Экстенсивный характер учебных нагрузок;Преобладание отрицательной оценочной стимуляции;Конфликтные отношения в семье. * Для более удачной адаптации детей к школе необходимо: - тесное сотрудничество педагогов и специалистов (логопедов, психологов) - важна разносторонняя диагностика, своевременное выявления и профессиональная коррекция различных нарушений в адаптации ребенка. * Спасибо за внимание!