Презентация к уроку МХК Культура России. 17 век (10 класс)


Культура России XVII в Россия на пути к Европе Европа переходит к новому мировоззрению, а Россия по сути еще -Древняя РусьГлавные ценности – «древлеблагочестие», устои, традицииНо растет интерес к наукам, к другим странамАктивизация взаимодействия с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры XVII век Укрепилось дворянствоФормируется новый вид государственности: абсолютная монархияРост городовСовершенствование производстваДуховная власть все больше подчиняется светскойУсиление связей с Европой => много иноземцев «Обмирщение» русской культуры В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизниВ литературе – формирование светского направленияВ архитектуре – сближение облика культовых и светских построекВ живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций XVII век С 1613 года правит династия РомановыхРусскую церковь возглавляет патриарх Никон Церковная реформа 1654г.Провели патриарх Никон и царь Алексей МихайловичПравили богослужебные книги, изменили службы по греческому образцуЗаменили двуперстие на троеперстиеСокращение службыЗамена земных поклонов поясными и т.п.=> раскол В.Суриков. Боярыня Морозова Протопоп Аввакум Непримиримый враг реформ Никона«Расстригли», предали анафеме, бросили в земляную тюрьму, мучилиИз тюрьмы посылал послания царю и Никону, призывал страдать за истинную веруВ тюрьме писал «Житие» «Житие» Аввакума Все законы «житийного» жанраМножество «чудных видений»Отличие: реальные быт, чувства, отношения Собственное жизнеописание «Обмирщение» культуры Возрастает интерес к окружающему миру, наукамЦерковное зодчество сближается с мирскимРушатся строгие иконописные каноныПоявляются светские жанры в литературеУсиление связей с Европой -> интерес к тому, как живут соседние государства Архитектура «Русское узорочье»Богатый декорКрасочностьРазнообразие и затейливость формМного храмов в Ярославле «Нарышкинское» (московское) бароккоЯрусностьЦентричность «Восьмерики» на «четверике»КолонныНаличникиФигурные фронтоныБелокаменные детали на красном фоне «Русское узорочье» Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг церковь Иоанна Предтечи в Ярославле церковь Ильи Пророка в Ярославле «Нарышкинское барокко» Храм Покрова в Филях Колокольня Новодевичьего монастыря Новодевичий монастырь Живопись Нарушаются иконографические каноныЕвропейское влияниеВозрастание фольклорного началаСимон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени (фрязь)Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет А. Рублев С.Ушаков Живопись Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского»«групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг МосквыСимволическое дерево – Успенский соборЕго поливают Иван Калита и митрополит ПетрЦентр – Владимирская Богоматерь Князь Скопин-Шуйский Царь Фёдор Иоаннович Парсуна Парсуна Изображение деятелей Русского государства на отдельных доскахНазывали «парсуна» (от латинского «персона») =>Появился интерес к человеку, к его внешности, поступкам, к миру, в котором он живёт