Презентация на тему Трудности обучения и пути их преодоления


Подготовила Попова И.К.учитель – дефектолог ТПМПК г. Якутска Школьные навыки не являются только функцией биологического созревания. Они должны быть преподаны и усвоены. Поэтому понятно, что уровень приобретения детьми школьных навыков неизбежно будет зависеть от семейных обстоятельств и обучения в школе, а также от их индивидуальных особенностей характера. К сожалению, далеко не всегда возможно уверенно отделить школьные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, от школьных трудностей, причинами которых являются некоторые индивидуальные нарушения.Поэтому причины, по которым дети не успевают школе (особенно начальной), чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, встречаются не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные  и эмоциональные. Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше "держать" в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели. Кроме того, существует культуральный стереотип, согласно которому мальчиков надо отдавать в школу как можно раньше, чтобы улучшить ситуацию «с армией». А ведь именно у мальчиков в три - пять раз чаще наблюдается задержка в развитии речи и общая задержка развития. Если, вопреки рекомендациям специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занимаясь с ними, или отдав их на обучение по программе 1(4) для шестилетних детей, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость, в первую очередь в начальной школе. Второй причиной школьной неуспеваемости в младших классах, тяготеющей к "биологической группе" является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться, а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий, а иногда и в периодичном индивидуальном обучении на дому. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.Ещё одна биологическая причина неуспеваемости в начальной школе - это леворукостъ ребенка. У левшей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим связаны вполне определенные характеристики их личности. Не вдаваясь в тонкие нейрофизиологические особенности этого состояния, отметим лишь, что "правополушарные" люди обладают особым "синтетическим" взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности. Программы же средней школы ориентированы на "левополушарных" детей с преобладанием аналитического, а не синтетического мышления. Кроме того, мы пишем слева направо и, следовательно, ребенок-левша при письме левой рукой закрывает то, что уже написал. Здесь единственный совет - терпение, терпение, терпение. Терпите и помогайте терпеть ему. Главное - это не отбить охоту учиться. При благоприятно сложившихся обстоятельствах ребенок-левша после окончания начальной школы быстро и уверенно догоняет своих сверстников. Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием психоорганического синдрома - комплекса нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы и поведения, возникающего вследствие органического поражения головного мозга. Причинами подобных нарушений могут быть осложнения во время беременности, её заболевания, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов, тяжёлые заболевания, перенесённые в детстве, травмы головного мозга. У детей школьного возраста проявления психоорганического синдрома отмечаются в импульсивности, эмоциональной несдержанности, слабом чувстве ситуации, недостаточной самокритичности. При грубом поражении мозга могут отмечаться нарушения темперамента и влечений, повышенная внушаемость, вспыльчивость с проявлениями агрессивности, расторможенностью влечений (сексуальность, прожорливость, бродяжничество). Также наиболее распространёнными последствиями психоорганического синдрома в младшем школьном возрасте являются нарушения формирования так называемых школьных навыков:Дисграфия- (специфическое нарушение навыков письма). При этом расстройстве нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.Дислексия ( специфическое нарушение навыков чтения).Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.При чтении наблюдаются:- медленный темп чтения;- пропуски, замены, искажения слов или частей слова;- попытки начать чтение заново, или "потеря места" в тексте;- перестановка слов в предложении или букв в словах.Дискалькулия (нарушения счёта)-Трудности, которые отмечаются в этом случае, могут включать недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимания математических терминов или знаков, нераспознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений, плохая пространственная организация арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения. Одна из них - это педагогическая запущенность ребенка. Причем хотелось бы отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах (случается, к сожалению, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посещают школу). Педагогически запущенные дети встречаются в нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.Нравится нам это или нет, но детей к школе сегодня нужно готовить. Помните, что педагогическая запущенность - это вовсе не обязательно гулящая мать и опухший от водки отец. Как и всегда в жизни, все несколько сложнее...  Вторая безусловно социальная причина - это плохое обучение в школе. Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке. Нездоровая атмосфера в классе, также замыкающаяся на педагоге (например, насаждаемое учителем фискальство). Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или откровенного, художественно одаренного "правополушарника" запихивают в престижную математическую школу.Следующая социальная (и отчасти эмоциональная) причина плохой успеваемости (в начальной школе она встречается относительно редко, далее ее удельный вес резко возрастает) - это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные; дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает – в результате страдает успеваемость. Основная чисто эмоциональная, но довольно часто встречающаяся причина - личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов. В практике психологов часто встречается ситуация, когда ученик  - флегматик отказывается идти в школу и вообще учиться, утверждая, что испытывает ненависть к учительнице. После разбора причин этой ненависти выясняется, что учительница - холерик, мгновенно вспыхивает и гаснет, ведет уроки на сплошном порыве вдохновения, и в течение урока может два раза громоподобно обругать и два раза не менее экспансивно и искренне похвалить одного и того же ученика. Ученику такие перепады настроения были непонятны и неприятны (он сам с трудом "заводился", но потом так же с трудом "остывал"), и в конце концов он решил, что учительница просто "все врет", не испытывая на самом деле ровно ничего. Находиться рядом с постоянно лгущим человеком ему было очень тяжело, и в качестве способа борьбы он избрал свойственный флегматикам уход из ситуации, то есть решил в школу больше не ходить. Для начала, разумеется, необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонняя" встреча - учительница, родители, школьный психолог - предпринятая, разумеется, не для того, чтобы установить: "кто виноват?", а исключительно в интересах ребенка.В зависимости от установленных причин, строится и дальнейшая стратегия и тактика мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.Если выявленная причина (причины) тяготеет к "биологической" группе, то в первую очередь необходимо думать о правильном лечении основного заболевания, налаживании режима работы и отдыха ребенка. Главное правило: школа должна быть такой, чтобы ребенок в начальной школе мог учиться хорошо, получать хорошие отметки и похвалы учителя и родителей. Для этого важно правильно выбрать программу обучения. Следует рекомендовать родителям трижды подумайте, прежде чем "запихивать" ребенка со средними способностями в сильную школу. Он будет там уставать, нервничать, отставать от своих более способных сверстников, комплексовать и часто болеть. Стоит ли этого усиленная программа по математике и изучение английского языка с первого класса? Для ребенка с низким уровнем школьной зрелости целесообразно подобрать школу с программой 1(4), то есть такую, где дети учатся в начальной школе 4 года. Слегка растянутая программа позволит вашему ребенку "дозреть" и к средней школе нагнать сверстников.Ребенок способный, надо что-то делать, но что?Начните выбор школы с индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок явный "технарь", все собирает и разбирает, часами сидит за конструктором лего? Имеет смысл подумать о математической школе.Ребенок любит музыку и стихи, легко запоминает и пересказывает полюбившиеся книги, сочиняет к ним продолжения? Обладает хорошей, литературной речью, его любознательность лежит не в плоскости решения задач. Он задает вопросы из области истории, географии, биологии, даже философии? Можно думать о гуманитарной гимназии. Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек - 4,3 балла. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Если ребёнок леворукий, его отличает повышенная эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов. Таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания. Правила обучения леворуких детей:при письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с тем же наклоном, что и праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед, в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо;лучше, если при правостороннем наклоне леворукий ребёнок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме;категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения при письме овалов должна быть более лёгкая, сверху вниз, слева направо, а более лёгкие соединения в виде «петелек »;у леворуких чаще, чем у праворуких встречается зеркальное письмо, выраженные нарушения подчерка, неправильное начертание букв, чаще всего у них ниже скорость и хуже связность письма;при письме, рисовании свет должен падать с правой стороны.Общая тактика поведения учителей и родителей, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться преимущественно в праворуком мире и успешно обучаться в школе. Если ребёнок соматически ослаблен, то родителям необходимо в воспитании ребёнка учитывать следующее:В семье должен соблюдаться режим дня;Необходимо чередование видов деятельности: игра, подготовка уроков;Необходимо проведение оздоровительных и закаливающих процедур, в летний период- санаторно – курортное лечение;В период обострения соматического заболевания - перевод на домашнюю форму обучения;Если ребёнок утомляется необходимо организовывать дневной сон на 1-2 часа;Не допускать безконтрольного просмотра телевизора, игры на компьютере не более 1 часа в течении дня; Побольше прогулок на свежем воздухе;Тщательное проветривание помещений, где находится ребёнок;Витаминизация и общеукрепляющие упражнения. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе! Если ребёнок с той или иной степенью выраженности гипердинамического синдрома. Здесь можно посоветовать родителям. Отдайте ребенка в какую-нибудь очень подвижную спортивную секцию (не в шахматную!). Это одновременно будет работать и как коррекция основного расстройства (гипердинамии), и как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. У него будет четкая, понятная ему самому цель - вовремя пойти на футбол, и ради этой цели его слабенькие возможности воли и концентрации внимания будут работать в полную силу. Более того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков.  Все это - вопрос организации времени. И навык этот закладывается именно в начальной, а не в средней, как думают некоторые родители, школе. Одна из истин: ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков. Это, разумеется, относится не только к детям, но и ко всем людям вообще, но младшие школьники в этом отношении особенно уязвимы. От дошкольников еще ничего особенного не требуют, а более старшие дети и взрослые уже могут противостоять и не соглашаться с ярлыками, которые на них пытаются наклеить. У младших же школьников самооценка еще только формируется, и если ребенку часто говорить, что он тупой бездельник и ни на что не годен, то он довольно быстро сам в это поверит и будет в дальнейшем вести себя соответственно. Вторая, в общем-то банальная, истина гласит: для формирования целостного образа себя дети младшего школьного возраста стремятся вести себя в соответствии с тем, что о них говорят значимые взрослые. Значимые взрослые - это родители, бабушка с дедушкой, старшие братья или сестры, учителя в школе. Осознали ответственность? Оценка должна быть взвешенной и аккуратной. Безоглядно хвалить ребенка так же неполезно, как и постоянно ругать. Ресурс, на который будет опираться ребенок в своем росте, совершенствовании и преодолении имеющихся недостатков развития, должен быть подлинным, иначе ребенок потерпит неудачу и перестанет вам верить. Помните, у Аркадия Гайдара: Чук был таким, таким и еще таким, зато Гек умел петь песни... Если же речь идет о конфликте ребенка со всем классом (включая или не включая учителя), то ваша тактика должна быть кардинально другой. Здесь не поможет перевод ребенка в другой класс или школу. Все свои проблемы он перенесет туда с собой. Необходимо разобраться, в чем причина нарушения коммуникации ребенка со сверстниками и, если надо, направить ребенка к психологу, где имеющиеся нарушения будут откорректированы. Возможно с помощью психолога в классе необходимо провести групповые тренинги на сплочение детского коллектива. Самым главным и, несомненно, самым печальным последствием ранней неуспеваемости является то, что ребенок в самом начале своих школьных лет теряет интерес и стимул к учению. Зачем стараться, если все равно я "неспособный", "самый тупой"? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если родители и учитель упорно борются с этой установкой, то иногда ее удается преодолеть, несмотря на плохие отметки. Ребенок пишет с чудовищными ошибками, но любит решать задачи и головоломки, охотно экспериментирует со словами, читает. И это прекрасно. Проблемы с русским языком, какими бы глубокими и тяжелыми они ни были, не исчерпывают школьного обучения в целом. Ведь впереди история, физика, химия. Кто знает, какой предмет в будущем может привлечь интерес ребенка! Но до них еще надо дожить, сохранить интерес и позитивное отношение к школе и к учебе в целом. Если ребенок не любит учиться, а познавательные интересы у него не сформированы, то ему нужно найти что-то взамен. Иначе их основная эмоциональная и умственная жизнь начинает протекать где-то вне пределов школы, среди таких же, как они, - "тупых", "неспособных", детей из плохих семей. Чтобы это предотвратить, необходимо как можно раньше, пока он еще податлив и управляем, предложить неуспевающему ребенку другие, отличные от школьных интересы. Если ребенок музыкален, пусть занимается музыкой (не обязательно серьезно). Если подвижен, гиперактивен - пусть танцует, занимается скаутингом, спортом. Если ребенок флегматичен и мешковат, и мысль о подвижных играх вызывает у него скуку или головную боль, пусть занимается авиа- или судомоделированием, строгает, пилит, паяет, шьет, вяжет или лепит. Вполне вероятно, что это не станет делом его жизни или даже сколько-нибудь долговременным и серьезным увлечением, но это отвлечет его от помоек, драк, подвалов и бесцельного шатания по улицам. Коррекция психоорганического синдрома в младшем школьном возрасте детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача-психоневролога. Медикаментозная терапия поможет повысить общий тонус и работоспособность ребёнка, нормализовать сон, снизить уровень, тревоги, улучшить внимание и память. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного материала и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Таким учащимся надо наиболее чаще оказывать индивидуальную помощь. Большое значение в преодолении трудностей обучения имеет участие родителей. Это участие начинается с выбора школы, программы обучения, выполнения рекомендаций учителя, создания правильного режима отдыха и атмосферы в семье. Поэтому с самых первых дней ребёнка в школе, родители должны знать и по возможности создавать и поддерживать определённую школьную атмосферу и прививать школьный порядок. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.Выберите единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.Необходимо стремиться к организации щадящей режима для вашего ребёнка. Предоставляйте ему возможность полноценного сна, отдыха на воздухе, чередуя умственные нагрузки с активным отдыхом;Необходимо учитывать , что рациональная организация домашних заданий составляет 15-20 мин. работы, затем должен последовать перерыв;Постарайтесь адекватно оценивать возможности ребёнка и не требовать от него более того, что он может. ПАМЯТКА Садимся за урокиСадись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.Приготовь письменные принадлежности для занятий.Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.Убери со стола все лишнее.Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник... • Посидите со своим ребенком на первых порах при выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи.У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроковУчите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место. Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши упрёки.Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье — с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть! Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка не­правильные приемы работы и показали ему правильные?В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке — грустное зрелище.Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь: его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.Читайте сами — пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помоги­те, не утратить веру в себя. Как относиться к отметкам ребенкаНе ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он может приобрести в результате ежедневного, упорного труда.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.Поддерживайте ребенка в его пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго, но его хочется повторить. Пусть ребенок получает хоро­шую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.