Презентация на тему Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников (из опыта работы)


Эглитис Людмила Павловна, учитель начальных классов МБОУ Дубровской СОШ №2 242750 Брянская обл.пгт Дубровка , ул. Молодёжная, д.37/1 тел.8-920-836-26-63; e – mail: ehglitis@yandex.ru 1 Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в стандарте:коммуникативные  (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений);регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат); ПОЧЕМУ ПРОЕКТ СМЕЛО ВОШЁЛ В УЧЕБНУЮ ЖИЗНЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ? познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями); личностные  (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Как спланировать проектную деятельность в начальных классах? Учебные предметы 1класс(15проектов) 2класс(15проектов) 3класс(19 проектов) 4класс(17 проектов) Матема-тика «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках. «Математика вокруг нас. Оригами»«Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» «Математическая сказка»«Задачи- расчёты» 1.«Числа вокруг нас (математический справочник «Наш город»2. «Математика вокруг нас (сборник математических задач и заданий» Русский язык «Скороговорки Составление сборника «Весёлые скороговорки»«Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма) «И в шутку и всерьёз»«Рифма» «В словари - за частями речи» «Семья слов»«Составляем орфографический словарь»«Тайна имени»«Зимняя страничка»«Имена прилагательные в загадках» 1.«Знаки препинания (составить сообщение)2.«Говорите правильно!(подготовить сообщение с выводами исследования)3. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина4.Пословицы и поговорки(выписать10 пословиц и поговорок и составить рассказ по пословице) Окружающий мир «Моя малая родина»«Моя семья»«Мой класс и моя школа»«Мои домашние питомцы» «Родной поселок»«Красная книга»«Профессии».«Родословная»«Города России».«Страны мира» «Богатства, отданные людям»«Разнообразие природы родного края»«Школа кулинаров»«Кто нас защищает»«Экономика родного края»«Музей путешествий» 1.Проекты по выбору в 1полугодии ,14 тем:-путешествуем без опасности;-Всемирное наследие в России;-Красная книга России;- охрана природы в нашем крае и др.).2. Проекты по выбору во 2 полугодии ,15 тем:-путешествие по городам мира;Правители Древней Руси;-чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки;-календарь праздников моей семьи и др. Литературное чтение «Живая Азбука» «Наш класс — дружная семья». «Составляем сборник загадок» «Создаём город букв» О чем может рассказать школьная библиотека. «Сочиняем волшебную сказку»«Праздник поэзии»сценарий утренника «Первый снег» 1.«Создание календаря исторических событий».2. «Природа и мы».3.«Они защищали Родину»(проектный продукт: музыкальная композиция, книга воспоминаний, фотомонтаж и др.). Способность к проектированию можно сформировать у большинства младших школьников, поэтому важно именно в начальной школе создать  условия для реализации потребности в поисковой активности. 2 Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. (По определению М.А.Ступницкой) Доклад - устное или письменное сообщение с цельюпознакомить слушателей с определенной темой, дать общую информацию, которая не требует научной проверки. Реферат - сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, приведение статистических данных, интересных фактов. В чем отличие проекта от других видов самостоятельной работы ученика? 3 Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Характерные особенности проекта:наличие проблемы;реально достижимая цель;предварительное планирование работы;создание проектного продукта (должен удовлетворять потребности другого человека, столкнувшегося с данной проблемой). 4 Организация работы над проектом 1.Творческие проектные мастерские (общая работа позволяетналадить связи вне класса, установить отношения делового сотрудничества, что значимо для детей с заниженной самооценкой и низким статусом в классе)2. Групповые проектные работы (в идеале все участники должны быть активными, самостоятельными, ответственными; формируются умения видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели)3. Индивидуальная работа учащегося ( руководитель должен учитыватьне только возрастные возможности, но и индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы ученика; автор проекта получает наиболееполный опыт проектной деятельности на всех этапах работы) 5 Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированный(решение практических задач)Исследовательский(доказательство или опровержение какой-либо гипотезы)3.Творческий(привлечение интереса публики к проблеме проекта; продукт-газета, видеофильм, литературное произв-е)4. Игровой или ролевой(предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта, участники принимают на себя роли литератур-х персонажей или выдуманных героев)5. Информационный(сбор информации о каком-либо объекте или явлении) 6 Основные этапы выполнения проекта: проблематизация; целеполагание;- планирование (разработка плана деятельности);- реализация(конкретное практическое дело);- рефлексия (осмысление полученного результата). Письменная часть (отчет) проектаПрезентация 7 Краткое описание работы над проектом: выявление проблемы (зачем делать этот проект, какую проблему я смогу решить, сделав его);формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта);формулирование темы проекта (как будет называться мой проект);описание ожидаемого результата, воплощенного в проектном продукте (каким должен стать материальный результат моей работы, чтобы проблема проекта была решена);планирование работы (каковы отдельные шаги, этапы работы; что предстоит делать, какие задачи решать на каждом этапе; каков график всей работы и сроки каждого ее этапа; 8 какие необходимы ресурсы для работы - источники информации, собственные знания и умения, помощь других людей, что из этого уже имеется и что еще понадобится, где это взять);реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта, внесение обоснованных изменений в ход работы в случае необходимости);оформление письменной части (написание отчета о ходе и результате работы на основе анализа, формулирование выводов и описание перспектив работы);презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта). 9 Особенность проектной деятельности в начальной школе: 2. Вовлечение в работу родителей 3. Степень участия педагога:максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка. 1. Небольшая продолжительность проекта 11 В ходе разработки и реализации проекта ученики должны провести огромную поисково-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Желательно предварительно вместе  с учащимися составлять   каталог информационных ресурсов по интересующим вопросам, что позволит  быстро осуществить поиск необходимых сведений. Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовки к её защите. ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТВведениеТема моего проекта…Я выбрал эту тему, потому что…Цель моей работы -…Проектным продуктом будет -…Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как…План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):Выбор темы и уточнение названияСбор информации (где и как искал информацию)Изготовление продукта (что и как делал)Написание письменной части проекта (как это делал)Основная частьЯ начал свою работу с того, что…Потом я приступил к…Я завершил работу тем, что…В ходе работы я столкнулся с такими проблемами… 14 ЗаключениеЗакончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например…Это произошло, потому что…Если бы я начал работу заново, я бы…В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)План моей работы был нарушен, потому что…В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как…Но, все же мне удалось достичь цели проекта, потому что… 15 Критерии оценивания (для взрослых) Критерий 1. Исследование (максимум- 6 баллов) 0 Проблема не сформулирована 1-2 Ученик определил проблему, нашел информацию из одного источника. 3-4 Ученик четко определил проблему, нашел информацию из нескольких источников. 5-6 Ученик четко определил проблему, объяснил, почему она важна, нашел информацию из нескольких разнообразных источников. 16 Критерии оценивания(для детей) Критерий 1. Исследование (максимум- 6 баллов) 0 Я проблему не смог сформулировать, потребовалась помощь учителя. 1-2 Я определил проблему с помощью учителя, нашел информацию из одного источника. 3-4 Я сам четко определил проблему, нашел информацию из нескольких источников. 5-6 Я сам четко определил проблему, смог объяснить, почему она важна, нашел информацию из нескольких разнообразных источников. 17 Описание эталона работы с помощью критериев оценивания цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована;развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным решением;работа отличается грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;проектный продукт полностью соответствует требованиям качества. 18 1.На родительских собраниях необходимо ознакомить родителей с методом проектов. 2. Проводить практические семинары: коллективные игрыс родителями и детьми по организации исследовательского поиска( тренинговые занятия – выявление проблемы, разработка гипотезы, поиск информации и т.д.)3. На индивидуальных консультациях можно давать практические советы родителям по оказанию помощи детям в выполнении работы.Пригласить родителей на защиту проекта, показать значимость выполненной совместной работы. Как вовлечь родителей в проектную деятельность? Проект «Поможем птицам зимой!» Работа с родителями учащихся, выполняющих проект Задача родителей-помощь! Можно постоянно контролировать, напоминать, требовать отчета(таким образом отбить у ребенка желание работать и делиться с родителями своими идеями по поводу проекта) 2. Можно оставить ребенка наедине с «его»проблемами и пусть сам справляется со своими проблемами(зависит от принятого в семье стиля взаимодействия, но результат примерно такой же, как в первом случае). 3. Можно выполнить часть работы за ребенка (все, что сделают родители за ребенка, он так и не научится сам делать). 4. Родители – организаторы и вдохновители! Интересуются ходом работы, обсуждают идеи, делятся своими мыслями по поводу проекта, поддерживают интерес ребенка, вместе(не вместо) ищут информацию, работают над проектным продуктом и письменной частью проекта. 20 Советы родителям Предлагая свою помощь, побуждайте ребенка четко формулировать, чего он от вас хочет.Выделите в привычном распорядке рабочей недели время, которое можно посвятить работе над проектом.Ребенок должен видеть, что вы тоже проявляете интерес, болеете за его работу, надеетесь на успех.Совместная работа над проектом объединяет всю семью, помогает решить внутрисемейные проблемы, наладить диалог с ребенком. Помогите ребенку увидеть его успех, почувствовать его компетентность, ему захочется двигаться дальше в своем развитии. 21