Презентация к курсовой работе Читательская компетентность младшего школьника.


Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.Трапезникова И. Н.учитель начальных классовГБОУ ООШ №15г.о. Новокуйбышевск2015год Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.ДидроФедеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности, отвечающих требованиям   информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности. Проблема: формирование ученика-читателя. Противоречия: -между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; - между количеством часов (3ч) по литературному чтению в программе и невозможностью реализовать программу за это время; - между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе. Цели: - выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений - выяснить влияния различных методологических подходов на развитие речевой деятельности учащихся младших классов. Задачи:формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.Читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения. Критерии читательского интереса: - активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); - положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; - творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. Показатели читательского интереса: 1. положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); 2. заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); 3. увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); 4. стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали"). Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой. Приемы активного чтенияПрием «Чтение с пометами». Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V" – это я знаю "+" – это новое для меня "-" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др. Приемы активного чтенияПрием «Толстые и тонкие вопросы» Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Приемы активного чтенияПрием «Чтение с остановками» Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Приемы активизации ранее полученных знаний:Прием «Ассоциация» Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске. Приемы активизации ранее полученных знаний:Прием «Ключевые слова» После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы. Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех «Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников. Приемы графической организации учебного материала:Прием «Составление кластера» Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Приемы графической организации учебного материала:Прием «Перепутанные логические цепочки» На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно. Приемы, требующие творчества учащихся:Прием «Синквэйн». Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. Приемы, требующие творчества учащихся:Прием « Пятиминутное эссе» Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению. Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Используемая литература:Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО.Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – №6.Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа – №7.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта»,– 284 с. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта»,– 192 с.