Презентация по литературе на тему Поэзия Серебряного века (10-11 класс)


«Живопись, которую слышат…»Литературные направления «Серебряного века»21 марта – Всемирный день поэзии«И серебряный месяц яркоНад серебряным веком стыл...»А.А.АхматоваПрезентацию подготовила библиотекарь-библиограф О.В.Матвеева. «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» Серебряный векВопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. «Серебряный век» условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский. Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. Исторические особенности этих летЭто закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. В России такой переход происходил в сложных, драматических условиях. Послереформенная Россия двигалась к новым формам экономических отношений, происходили крупные социальные сдвиги, широко шел процесс маргинализации. Российская интеллигенция испытывала серьезные трудности в теоретическом осмыслении происходящих изменений. Первая мировая, Русско-японская, Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции «стали теми естественными преградами, о которых разбилось некогда мощное течение, разделившись на отдельные русла, старицы, подземные потоки, - но не погибло, а влилось в океан мировой культуры».Символично, что прошло почти 100 лет, и мы с горечью и восхищением говорил сегодня, в современной России, о необыкновенном, но коротком периоде в истории русской культуры, который мы называем Серебряным веком.«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни.» Николай Бердяев «Серебряный век» - это время переходной культуры. Такие периоды в истории всегда сложны и противоречивы. Традиционная, классическая, знакомая и привычная культура прошлого сменяется новой, непривычной, часто непонятной и даже вызывающей негативную реакцию. Литература Серебряного векаХарактерные черты поэзии Серебряного века:ощущение дисгармонии мира;разрыв с традициями реализма;осмысление отношения человека к жизни;понимание свободы личности как основы творчества художника.Литература «Серебряного века» играет важную роль в развитии мировой и отечественной культуры. Это время является рождением новых направлениях в искусстве. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей.Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ.Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению. Литературные направления СимволизмНа становление символизма в России повлияли две литературные традиции: российская (поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского), французский символизм (поэзия Поля Верлена, Артура Рембо, Шарля Бодлера). Художественным и публицистическим органом символистов был журнал "Весы" (1904 – 1909). "Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам".Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. "...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями", – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов "мистическими ключами тайн", которые помогают человеку выйти к свободе.Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, что поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания. Основная мысль: искусство — средство познания мира.Символизм в живописи: Марк Шагал «Прогулка» (1917-1918) Старшие символисты«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.Московские символисты: В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт.В.Я.БрюсовД. С. Мережковский И два глубокие бокалаИз тонко-звонкого стеклаТы к светлой чаше подставлялаИ пену сладкую лила,Лила, лила, лила, качалаДва темно-алые стекла.Белей, лилей, алее далаБела была ты и ала... Ф. СологубТы ушла, но поздно:Нам не разлюбить.Будем вечно розно,Вечно вместе жить.Как же мне, и зная,Что не буду твой,Сделать, чтоб роднаяНе была родной?Д.МережковскийФЕВРАЛЬСвежей и светлой прохладойВеет в лицо мне февраль.Новых желаний — не надо,Прошлого счастья — не жаль.Нежно-жемчужные далиЧуть орумянил закат.Как в саркофаге, печалиВ сладком бесстрастии спят.Нет, не укор, не предвестье —Эти святые часы!Тихо пришли в равновесьеЗыбкого сердца весы.Миг между светом и тенью!День меж зимой и весной!Весь подчиняюсь движеньюПесни, плывущей со мной.В.БрюсовВ ГОСТИННОЙСерая комната. Речи неспешные,Даже не страшные, даже не грешные.Не умиленные, не оскорбленные,Мертвые люди, собой утомленные…Я им подражаю. Никого не люблю.Ничего не знаю. Я тихо сплю.З.Гиппиус Ф. Сологуб Младшие симоволисты«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании. Художественное произведение это изображение предмета и явления "в свете будущего мира", с чем связано понимание роли поэта как священнослужителя. Представители «младших символистов»: А. А. Блок, А. Белый, В. И. ИвановА. А. БлокА. БелыйВ. И. Иванов «СРЕДЬ ГОР ГЛУХИХ» И думал я: "О гений!Как сей рог,Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцахБудить иную песнь. Блажен, кто слышит".А из-за гор звучал ответный глас:"Природа – символ, как сей рог. ОнаЗвучит для отзвука. И отзвук – бог.Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук".В.ИвановТы жил один! Друзей ты не искалИ не искал единоверцев.Ты острый нож безжалостно вонзалВ открытое для счастья сердце.«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть!..» —«Зачем? Средь бурного ненастьяМы, все равно, не можем сохранитьНеумирающего счастья!»А.БлокК НЕЙТравы одетыПерлами.Где-то приветыГрустныеСлышу, — приветыМилые…Милая, где ты, —Милая?..Вечера светыЯсные, —Вечера светыКрасные…Руки воздеты:Жду тебя…Милая, где ты, —Милая?Руки воздеты:Жду тебяВ струях Леты,СмытуюБледными ЛетыСтруями…Милая, где ты, —Милая?А.Белый АкмеизмАкмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О.Мандельштам, уверяя, что русские символисты «...запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешь».Акмеизм в живописи: В.Э.Борисов-Мусатов «Водоём» (1902)Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь", предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие. А.АхматоваН.ГумилёвО. МандельштамПроводила друга до передней.Постояла в золотой пыли.С колоколенки соседнейЗвуки важные текли.Брошена! Придуманное слово —Разве я цветок или письмо?А глаза глядят уже суровоВ потемневшее трюмо.А.АхматоваМОЛИТВАСолнце свирепое, солнце грозящее,Бога, в пространствах идущего,Лицо сумасшедшее,Солнце, сожги настоящееВо имя грядущего,Но помилуй прошедшее!Н.ГумилевМедлительнее снежный улей,Прозрачнее окна хрусталь,И бирюзовая вуальНебрежно брошена на стуле.Ткань, опьяненная собой,Изнеженная лаской света,Она испытывает лето,Как бы не тронута зимой.И, если в ледяных алмазахСтруится вечности мороз,Здесь – трепетание стрекозБыстроживущих, синеглазых.О.Мандельштам ФутуризмФутуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. В своем манифесте с эпатирующим названием "Пощечина общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парохода Современности". Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.Футуризм в живописи: Д.Бурлюк«Приход весны и лета» (1914)Футуризм в живописи: В.Кандинский«Композиция №8» (1923)Футуризм в живописи: К.Малевич «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» (1915) КубофутуризмВ России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов (индивидуально-авторский неологизм). В соединении с признанием абсолютного индивидуализма поэта (футуристы придавали огромное значение даже почерку поэта и выпускали рукописные литографические книги и с признанием за словом роли "творца мифа", – это устремление породило небывалое словотворчество, в конечном счете приведшее к теории "заумного языка". К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.Велимир ХлебниковВладимир МаяковскийАлексей Крученых Бобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй — пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо.В.ХлебниковЯИзлучистаяЛучистаяЧистаяИстаяСтаяТаяАяЯВ.КаменскихДыр бул щылубешщурскумвы со бур л эзА.КрученыхЛЮБОВЬ  Девушка пугливо куталась в болото,ширились зловеще лягушечьи мотивы,в рельсах колебался рыжеватый кто-то,и укорно в буклях проходили локомотивы.В облачные пары сквозь солнечный угарврезалось бешенство ветряной мазурки,и вот я — озноенный июльский тротуар,а женщина поцелуи бросает — окурки!Бросьте города, глупые люди!Идите голые лить на солнцепекепьяные вина в меха-груди,дождь-поцелуи в угли-щеки.В.МаяковскийВ.КаменскихЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМО, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,О, засмейтесь усмеяльно!О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!Смейево, смейево!Усмей, осмей, смешики, смешики!Смеюнчики, смеюнчики.О, рассмейтесь, смехачи!О, засмейтесь, смехачи!В.Хлебников ЭгофутуризмПомимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным."Эгофутуризм – непрестанное устремление каждого эгоиста к достижению будущего в настоящем". В "эгофутуризме, таким образом, было все: и отзвуки современности, и новое, правда, робкое, словотворчество ("поэза", "окалошить", "бездарь", "олилиен" и так далее), и удачно найденные новые ритмы для передачи мерного колыханья автомобильных рессор ("Элегантная коляска" И.Северянина), но больше всего влюбленность в рестораны, будуары, кафешантаны, ставшие для Северянина родной стихией. Помимо Северянина, к этому течению примыкали К. Олимпов, И.Игнатьев, Грааль-Арельский, Г. Иванов, П. Широков, Иван Оредеж, П. Кокорин.И.СеверянинИ.ИгнатьевК.Олимпов УВЕРТЮРА Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо и остро!Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!В группе девушек нервных, в остром обществе дамскомЯ трагедию жизни претворю в грезофарс…Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!И.СеверянинOPUS: – 5515Почему, почему Мы обязаны?Почему НЕЖЕЛАНИЕ — рАБ?Несвободно свободою связанный,Я — всего лишь кРАП.Мне дорог, мил ЭлектрическийЭшафот, Тюрьма.Метрополитена улыбки Садистические,Синема Бельмо.Хочу Неестественности Трагической…Дайте, пожалуйста, вина!..И.ИгнатьевГении в ритмах экспрессийМыслят созвездьем талантов.Сказочнят в море эксцессовИх острова хиромантий.Ясного Гения островТерем воздвигнул Искусства:С Лирой великого чувства,С Музой — любовницей острой.Райчатся окна Бессмертья,Солнчится Гения терем!Люди! в мой терем уверьтесь?— «Верим в Олимпова, верим!»К.ОлимповАЗБУКА ВСТУПАЮЩИМПосолнцезеленуолешьтосклоперепелусатошершавитОсиянноеосипоноситКрасносерпопроткнувшемужабаКудролещеберезевеньспойьпереспойулетилосолнцемъНассчитаютъдуракамиамыдуракилучшеумныхъ.В.ГнедовВ.Гнедов ИмажинизмИмажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. По их мнению, образ – самое ясное, лаконичное, наиболее соответствующее веку автомобилей, радиотелеграфа, аэропланов. "Что такое образ? – кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью". Во имя "скорости" передачи художественных эмоций имажинисты, ломают синтаксис, выбрасывают эпитеты, определения, предлоги, сказуемые. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Имажинизм в живописи: Г.Якулов «Фантазия» (1910)А.МариенгофС. ЕсенинВ.Шершеневич Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай. Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой... Но не бойся, безумный ветр, Плюй спокойно листвой по лугам. Не сотрет меня кличка «поэт», Я и в песнях, как ты, хулиган. С.ЕсенинВы бежали испуганно, уронив вуалетку,А за вами, с гиканьем и дико крича,Мчалась толпа по темному проспекту,И их вздохи скользили по Вашим плечам.Бросались под ноги фоксы и таксы,Вы откидывались, отгибая перо,Отмахивались от исступленной ласки,Как от укусов июньских комаров.И кому-то шептали: «Не надо! Оставьте!»Ваше белое платье было в грязи,Но за Вами неслись в истерической клятвеИ люди, и зданья, и даже магазин.Срывались с места фонарь и палатка,Все бежало за Вами, хохоча и крича,И только Дьявол, созерцая факты,Шел неспешно за Вами и костями стучал.В.ШершеневичСказка, присказка, быль,Небыль.Не знаю… НеугомонныеТильтиль и Митиль —Ищем любовь: «Там, там — вонНа верхушках осин, сосен!»А она, небось,КраснопераяДавным-давно улетела в озераДалекого неба.А.МариенгофПятнышко, как от раздавленной клюквы.Тише. Не хлопайте дверью. Человек…Простенькие четыре буквы:— умер.А.Мариенгоф Новокрестьянская поэзияПонятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Новокрестьянских поэтов объединяли - при всех различиях творческого почерка и меры таланта - истовая любовь к деревенской России (вопреки России "железной"), желание высветить исконные ценности ее верований и морали труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и "звук" новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления "русского модерна". Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. Новокрестьянская живопись: В.Васнецов «Три богатыря» (1898)Новокрестьянская живопись: И.Билибин «Подужемье» (1904) Пашни буры, межи зелены,Спит за елями закат,Камней мшистые расщелиныВлагу вешнюю таят.Хороша лесная родина:Глушь да поймища кругом!..Прослезилася смородина,Травный слушая псалом.И не чую больше тела я,Сердце — всхожее зерно…Прилетайте, птицы белые,Клюйте ярое пшено!Льются сумерки прозрачные,Кроют дали, изб коньки,И березки — свечи брачныеТеплят листья-огоньки. Н.Клюев СТРАДАРожь густая недожата, Осыпается зерно. Глянешь в небо, через хаты, Небо в землю влюблено. Зной палит. В крови ладони. Рожь, как камень, под серпом. Руки жнут, а сердце стонет, Сердце сохнет об одном. Думы, думы, тяжко с вами, Серп не держится в руках. Мил лежит под образами, Точно колос на полях. Рожь густая, — не одюжишь Ни косою, ни серпом. И поплачешь и потужишь Над несвязанным снопом. П.ОрешинЗолотятся ковровые нивы, И чернеют на пашнях комли... Отчего же задумались ивы, Словно жаль им родимой земли?.. Как и встарь, месяц облаки водит, Словно древнюю рать богатырь, И за годами годы проходят, Пропадая в безвестную ширь. Та же Русь без конца и без края,И над нею дымок голубой – Что ж и я не пою, а рыдаю Над людьми, над собой, над судьбой? И мне мнится: в предутрии пламя Пред бедою затеплила даль, И сгустила туман над полями Небывалая в мире печаль... С.Клычков Пролетарская поэзия рассчитана на народную массу, часто безграмотную, по стилю напоминает символистов. Пролетарская поэзия вторична по отношению к крестьянской: поэты были выходцами из села или профессиональными революционерами.Пролетарская литература состояла, в основном, из рабочих заводов и фабрик, трудовой интеллигенции. Наиболее часто публиковались Д.Бедный, А. Богданов (Волжский), Л. Радин, Е. Нечаев, Ф. Шкулев, А.Поморский, Я.Бердников, А. Гмырев, Е. Тарасов... Главное внимание авторы уделяли содержательной стороне произведений, стремясь внести свой вклад в разрушение существующего несправедливого строя. Многие пролетарские стихи стали песнями. В основе их произведений - жизнь трудового народа. Многие из этих поэтов были непосредственными участниками революционной борьбы.Пролетарская поэзияПролетарские писатели объединялись вокруг социал-демократических газет "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Звезда", "Правда" и др. Если писателей декадентского направления было не так уж много, то пролетарская литература носила массовый характер. Только на страницах газеты "Правда" за 1912-1914 гг. было опубликовано около тысячи стихов, рассказов, очерков, в создании которых приняли участие свыше 400 авторов. Пролетарская живопись. Плакаты. Автор неизвестен. ДВА СТАНАВам - "чары навии", рукоплескания.Пиры безумные, цветы ажурные...Нам - жизнь в безвестности, снега изгнания.Могилы братские, скитанья бурные...Вам - звоны сладостных цевниц,Нам - цепи ржавые темниц...А. Богданов Мой твердый четкий стих - мой подвиг ежедневный. Родной народ, страдалец трудовой, Мне важен суд лишь твой, Ты мне один судья прямой, нелицемерный, Ты, чьих надежд и дум я - выразитель верный, Ты, темных чьих углов я- "пес сторожевой"! Д. Бедный СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ!Смело, товарищи, в ногу!Духом окрепнем в борьбе,В царство свободы дорогуГрудью проложим себе.Вышли мы все из народа,Дети семьи трудовой.«Братский союз и свобода» -Вот наш девиз боевой!Долго в цепях нас держали,Долго нас голод томил;Черные дни миновали,Час искупленья пробил.***Свергнем могучей рукоюГнет роковой навсегда.И водрузим над землеюКрасное знамя труда.Л. РадинД. Бедный А. Богданов Л. Радин ЗаключениеКакими же были русские стихотворцы?Нобелевские лауреаты Б.Л.Пастернак и И.А. Бунин, А.А. Ахматова в мантии почётного доктора – увы! – не отечественного университета, Мать Мария, чьё имя для французов стало синонимом подвижнического служения добру, А. Анненский, знавший 14 языков, М. Волошин, по беглым зарисовкам которого геологи изучают до сих пор структуры пород Крымского побережья… Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей. Двадцатый век … ещё бездомней,Ещё страшнее жизни мгла,Ещё чернее и огромнейТень Люциферова крыла.И отвращение от жизни,И к ней безумная любовь,И страсть, и ненависть к Отчизне…И черная земная кровьСулит нам, раздувая вены,Всё разрушая рубежи,Неслыханные перемены,Невиданные мятежи… А.Блок Библиотека колледжа рекомендует:Презентацию подготовила библиотекарь-библиограф О.В.Матвеева. «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»Режим доступа:[http://silverage.ru/literature/]