Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство развития познавательной самостоятельности учащихся


Бюджетное образовательное учреждение Орловской Областисреднего профессионального образования«Мезенский педагогический колледж»Творческий проект по русскому языкуТема: «Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство развития познавательной самостоятельности учащихся»ВыполнилаСедых Елизавета.Преподаватель:Дудорова М.М.Орел 2015 Оглавление:Введение1.Теоретические аспекты организации самостоятельной работыРоль самостоятельной работы в обучении и воспитании школьников: анализ различных подходов;Сущность понятий «самостоятельная работа», «самостоятельность», «познавательная самостоятельность»2. Практическая часть. Примеры самостоятельных работ при изучении темы «Парные согласные в корне слова» (2 класс)Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи;Самостоятельная работа на этапе решения поставленной задачи;Самостоятельная работа на этапе решения практических задач;Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроляЗаключениеСписок литературы Актуальность проектаОбразовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в школьном образовании актуально в контексте современной образовательной парадигмы, претерпевшей в последнее десятилетие существенное изменение по сравнению с советской школой, для которой был характерен «знаниевый» (А.М. Новиков), гностический подход. На смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся самостоятельно получать знания, делать самостоятельные выводы на основе этих знаний, ориентироваться в быстро растущем потоке всевозможной информации, прививать подрастающему поколению стремление к познавательной самостоятельности, развивать творческое мышление. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития, самореализации личности. Одним из таких средств обучения и является самостоятельная работа учащихся. Цель проекта: разработка и апробирование методических рекомендаций по организации самостоятельной работы учащихся с использованием новых приемов, методик в условиях современного личностно - ориентированного урока русского языка.Задачи проекта: 1. Проанализировать степень изученности проблемы «самостоятельная работа учащихся» в педагогической, психологической, методической литературе. 2. Уточнить понятия «самостоятельность», «самостоятельная деятельность», «познавательная самостоятельность» и обосновать необходимость их формирования и развития в учащихся. 3. Выявить систему самостоятельной деятельности учащихся и определить место педагога в управлении самостоятельной деятельностью учащихся. 4. Подобрать примеры самостоятельных работ ГипотезаСамостоятельная работа будет эффективной, если  будет иметь целенаправленный характер;  четкие, понятные учащимися цели и задачи;  вызывать интерес обучающихся;  руководящая роль при организации самостоятельной работы будет принадлежать учителю. 1.Теоретические аспекты организации самостоятельной работыСамостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и обучения. Еѐ правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно- поисковой деятельности. Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи - инициативности, самостоятельности, творческой активности - как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения - познавательная, практическая и организационно-техническая. Самостоятельная работаВнешние признакиВнутренние признакизаданиеИсточники заданийПриемы учебной работыПрошлые знанияМотивы деятельностиМыслительная деятельность Структура самостоятельной работы представлена здесь в общем виде. При выполнении учащимися различных заданий отдельные звенья будут конкретизироваться и уточняться. Но все они реализуются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии. Каждое из звеньев решает как специфические задачи данного вида самостоятельной работы, так и общие задачи обучения и развития учащихся. Сущность понятий «самостоятельная работа», «самостоятельность», «познавательная самостоятельность» Самостоятельная работа наиболее полно определяется И.А. Зимней. По еѐ определению, «самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Еѐ выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания». Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Познавательная самостоятельность – это свойство личности мобилизовать себя, целеустремленно, активно использовать свои возможности для достижения цели; изначально психологическое обеспечение деятельности, имеющее личностный смысл, т.е. собственное психологическое наполнение. И.А. Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильного организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное его расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование (плана действий) у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Из вышесказанного можно сделать вывод, что самостоятельная работа – высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, доставляющий ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самосознания. 2. Практическая часть. Примеры самостоятельных работ Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи.Она содержит задания, направленные на формирование общего способа действий, позволяет актуализировать предшествующий материал.Укажи пословицу, в  которой говорится о  письменной речи. а) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. б) Что написано пером, не вырубишь топором. в) Умную речь и слушать хорошо. г) Сначала подумай, потом скажи. 2. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной задачи.Она содержит задания, в которых новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика.Определи, какой из  текстов монолог, а  ка-кой – диалог. Впиши нужные буквы.а) – Привет! Куда идёшь?– Здравствуй! Иду в библиотеку.– Что хочешь почитать?– Возьму журнал «Миша».б) Шёл я однажды из школы и встретил своего друга Витю. Он был чем-то расстроен.Диалог – , монолог – . 3. Самостоятельная работа на этапе решения практических задач.Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.Придумай и  запиши диалог из  двух предложений на  тему «Школа».  Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля.Придумай продолжение текста.Испугались.По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух закукарекал. ………………. Заключение. Основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский писал: "Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились" . В связи с этим думается, что самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемых без непосредственного участия учителя и под его руководством. Поэтому рациональная организация и успешное руководство самостоятельной работой обучаемых оказываются непременным условием высокой результативности процесса обучения любого учебного заведения и воспитанием познавательной самостоятельности. Только в том случае, когда активная работа самого ученика наблюдается и в классе в присутствии учителя, и вне класса при самостоятельной подготовке, можно считать, что обучение хорошо организовано и является эффективным, так как познавательная деятельность учеников в процессе выполнения самостоятельной работы характеризуется высоким уровнем активности и самостоятельности и является одной из форм приобщения субъекта к творческой деятельности. Поэтому в процессе обучения учащихся необходимо не только вооружить научными знаниями, умениями и навыками, дать профессиональную подготовку, но и обучить методам и приемам самостоятельной работы, т.е. научить учиться самостоятельно. Решение этой задачи является важнейшим условием развития самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. Из вышесказанного можно сделать вывод, что огромное образовательное и воспитательное значение самостоятельной работы не может ни у кого вызывать сомнений Литература 1. Конышева А.В. «Организация самостоятельной учащихся по иностранному языку» - Каро: Санкт- Петербург, «Четыре четверти», Минск, 2005. 2. http://festival.1september.ru/articles/411574/3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/09/samostoyatelnaya-rabota-na-urokakh-kak-sredstvo-razvitiya/