Презентация по литературе Сказки Салтыкова-Щедрина (10 класс)


Сказки М.Е. Салтыкова-ЩедринаХорева Светлана НиколаевнаМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Новосибирска Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он узнан и по поводу его уже раздаётся смех. М. Е. Салтыков-Щедрин Сатирические сказки «Сказки» – это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год. Причины обращения писателя к жанру сказкисатира имела уже более обобщённый характер;общественное зло измельчало, широко проникло в быт;жанр сказки давал возможность увидеть за жизнью её главных героев жизнь всего человечества; Проблематика сказокСамодержавие и угнетённый народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)Положение народа («Коняга», «Кисель»)Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Связь с народными сказками В основе сказок Салтыкова-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как об уже сложившемся характере. Связь с народными сказками{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ОБРАЗ ХАРАКТЕРИСТИКАМедведьглупый, неуклюжийЛисаковарная, хитраяЗаяцбоязливый, трусливыйЩукахищная, прожорливаяВолкжадный, жестокийОсёлбеспросветно тупой Художественные особенности сказок Салтыкова-ЩедринаФольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)Гротеск (переплетение фантастики и реальности)Эзопов язык (иносказание и метафоричность)Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)Гиперболизация Сатирические приёмыИрония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;Сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;Гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;Аллегория - иносказание, иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;Гипербола  - чрезмерное преувеличение Сопоставительный анализНародные сказкиЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных Сказки Салтыкова-ЩедринаСатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному «Премудрый пескарь»Написание «пискарь» связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук.«Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб. Историческая справка После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой» Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой». Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Советы отцовМолчалин из комедииА. С. Грибоедова «Гореот ума»: «Угождатьвсем людям безизъятья».Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвыедуши» : «Копи копейку,копейка не выдаст».Пётр Гринёв из повестиА.С. Пушкина«Капитанская дочка» :«Береги платье снову, ачесть смолоду».Премудрый пискарь : «Гляди в оба!» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фольклорные элементы и обороты речиСовременные понятияЖил-был пескарьПескарь просвещённый, умеренно-либеральныйМотив отеческих наставленийЖалованья он не получает и прислуги не держитУма палата былаМоцион делалНи в сказке сказать, ни пером описатьА во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выигралВо все лопатки – домойОн не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семьяНи жива ни мертва выглядываетНи друзей у него, ни родныхНа ус себе намоталНи он к кому, ни к нему ктоЖизнь прожить – не то, что мутовку облизатьВ карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняетсяДуму думаетНе чуждается общественностиСтал умом раскидыватьДостойные гражданеХлеб-соль водитьЖизненный процесс завершаетНи тепло ни холодно Философская проблематика сказки В чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться? Философская проблематика сказки Вся жизнь пескаря укладывается в формулу: «Жил – дрожал и умиралдрожал». А положительные идеалы,иная жизненная программараскрывается в вопросах,возникающих в умеумирающего пескаря:Какие были у него радости?Кого он утешил?Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?Кто слышал о нём?Кто об его существовании вспомнит? Философская проблематика сказки Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит как рыба; нем как рыба. Вывод В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле. источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/