Что обозначает глагол (материал к уроку русского языка в 5 классе).


Тема: «Что обозначает глагол». Этап актуализации знаний 1.Что изучает морфология?2.На какие две группы делятся части речи? Приведите примеры.3.Какие слова не входят в эти группы? Словарный диктант.Информация, иллюстрация, артист, аллея, желание, территория, телевидение, достижения, огорчаться, объяснение, доброжелательный, отражать. Он предметы оживляет,Всех их в дело вовлекает,ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,Строго сам за тем следит.Он три времени имеетИ спрягаться он умеет.Детям строят много школ,Чтоб все знали про ...ГЛАГОЛ.
Вспомните!1.На какие вопросы может отвечать глагол?2.Что обозначает глагол как часть речи?3.Какие грамматические признаки имеет глагол? Как он изменяется?4.По какой морфеме можно определить морфологические признаки глагола?5.Каким членом предложения обычно бывает глагол? Продолжите ряды глаголов, обозначающих процесс труда.Пахать, боронить,…Штукатурить, бетонировать,…Варить, печь,…К какому виду трудовой деятельности относится каждая группа слов? Продолжи пословицы Кто умеет веселиться, Не надо хвалиться, Кто любит трудиться,Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться. коли не знаешь, как рожь родится.того горе боится.тому без дела не сидится. Проверь себя!Объяснить орфограммы.Кто умеет веселиться, того горе боится. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться. Работа с учебником.Упражнение 586.Подобрать к наречиям подходящие по смыслу глаголы и записать их в форме настоящего времени 2 л. ед.ч.Утром, неаккуратно, недалеко, понапрасну, налево, справа, издали, откуда-то, навсегда. Найти глаголы , подчеркнуть их как члены предложения, выделить графически окончания.Добрые вести (не) лежат на месте.Дело мастера боит(?)ся.Рабочие руки (не) знают скуки.Мир осв…щ…ется со(?)нцем, а ч…ловек -знанием.Сделать синтаксический разбор 1 и 3 предложения. Продолжите фразу. Глагол – это часть речи, которая обозначает: а) действие; б) признак действия;в) предмет; г) признак предмета. 2. Глаголы отвечают на вопросы:а) Кто? Что?; б) Какой? Какая? Какое?; в) Что делать? Что сделать?;г) Как? Каким образом? 3. В предложении глагол обычно бывает:а) подлежащим;б) сказуемым;в) дополнением;г) обстоятельством 4. Изменение глаголов по лицам и числам называется:а) склонением;б) спряжением. Рефлексия.Что нового я узнал на уроке?Что мне запомнилось больше всего?Что показалось трудным? Автор презентации: Вороненко М.Н.