Конспект урока по русскому языку Повторение и обобщение по теме Предлог


Знание русского языка в современном мире- это не роскошь, а необходимость! Широко известно, что образованный человек должен знать родной язык в совершенстве. А совершенству нет предела… Урок русского языка в 7а классе. Повторение и обобщение по теме: «Предлог». Цели урока: Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся о предлоге,совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова, правильно употреблять и писать предлоги.Развивающие:развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, Воспитательные: активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре. Термин «предлог» восходит к греческому слову prothesis (pro- впереди, thesis-положение).  1. Какая часть речи называется предлогом?2. На какие разряды по значению делятся предлоги? 3.На какие группы делятся предлоги по происхождению?       Индивидуальная работа. Сообщение на лингвистическую тему. Любознательным В русском языке всего около 200 предлогов. Однако после имен существительных, глаголов и местоимений по частоте использования стоят именно предлоги. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Любопытно, что предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на. Между пятью падежами, с которыми употребляются слова этой части речи, предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.  Игра «Четвертый лишний» А) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через часБ) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холодаВ) Насчет, ввиду, благодаря, заГ) В течение, в продолжение, вследствие, впоследствии Работа с текстом.Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Ещё один полезный совет…(При) каких условиях луч..ше запоминае(т,ть)ся содержание трудного учебного материала?Провер..те сами. Предл..жите одному из одноклас..ников прочитать п..рагр..ф учебника три раза. Другому разрешите разобраться в нём (с) помощью готового плана. Третий, в отличи.. от второго, пусть составит план самостоятельно. Споров (на) счёт э(ф,фф)ективности последнего приёма (не) будет: (в) течени. (полу) часа вы убедитесь в том, что, (не) смотря на сложность материала п..рагр..фа, благодаря активной мыслительной работе при самостоятельном планирован.., третий ученик доб..ё(т,ть)ся луч..ших результатов.  Сформулируйте основную мысль высказывания. Дайте толкование слов Э(Ф, ФФ)ЕКТИВНЫЙ и Э(Ф, ФФ)ЕКТНЫЙ.Эффективный – дающий эффект, действенный.Эффектный- производящий впечатление.Паронимы – разные по смыслу, но близкие по звучанию слова.Составьте с этими словами предложения. Получи оценку «5». Испытание на тренажере по теме. Физкультминутка. Упражнения для профилактики близорукости. И.п. – стоя у парты, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, расслабиться; движения глазами влево – вправо, вверх – вниз, по кругу в левую сторону, в правую сторону (3-4 раза).  Самостоятельная работа Двигаться (в)переди колонны, обойти (во)круг памятника, спешить (на)встречу опасности, пройти (по)зади стоящего трамвая, (в) течение года, (не)смотря на опасность, перевести деньги (на)счёт в банке, поговорить (на)счёт экзаменов; (не) смотря на доску, решил задачу; (в) связи с переездом, (в)следствие непогоды, (в) продолжение года, (на)подобие цветка. Проверьте себя. Двигаться впереди колонны, обойти вокруг памятника, спешить навстречу опасности, пройти позади стоящего трамвая, в течение года, несмотря на опасность, перевести деньги на счёт в банке, поговорить насчёт экзаменов; не смотря на доску, решил задачу; в связи с переездом, вследствие непогоды, в продолжение года, наподобие цветка. Любознательным. По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе).Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за. Игра «Корректор» 1.По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.2. Вопреки желания больного его положили в больницу.3. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».4. Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понесшегося вскачь коня. Тест по теме «Предлог» Любознательным. Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения.  For whom have you sent?(За кем вы послали?)The doctor has been sent for?(Послали за доктором.) Нужно отметить, что четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него. Рефлексия. Продолжи предложение.1. На уроке было интересно…2. На уроке было трудно…3. Я понял, что…4. Теперь я могу…5. Я попробую…6. Меня удивило… Домашнее задание:заполнить тезаурус ( по уровню сложности).