Презентация для внеклассного мероприятия по русскому языку на тему АЗ да БУКИ — основа всей науки


и – основа науки 24 мая - День славянской письменности и культуры Мы РУСИЧИ! Своею статью все пригожие,Все разные и все похожие,Русоволосые и сероглазые,Лицом все светлые и сердцем славные.Зовёмся ныне – РОССИЯНЕ!- Издревле, кто вы?- Мы – СЛАВЯНЕ! Мы РУСИЧИ! Своею статью все пригожие,Все разные и все похожие,Русоволосые и сероглазые,Лицом все светлые и сердцем славные.Зовёмся ныне – РОССИЯНЕ!- Издревле, кто вы?- Мы – СЛАВЯНЕ! Мы РУСИЧИ! Своею статью все пригожие,Все разные и все похожие,Русоволосые и сероглазые,Лицом все светлые и сердцем славные.Зовёмся ныне – РОССИЯНЕ!- Издревле, кто вы?- Мы – СЛАВЯНЕ! Зовёмся ныне – РОССИЯНЕ!- Издревле, кто вы?- Мы – СЛАВЯНЕ! \ Мы РУСИЧИ! Своею статью все пригожие,Все разные и все похожие,Русоволосые и сероглазые,Лицом все светлые и сердцем славные.Зовёмся ныне – РОССИЯНЕ!- Издревле, кто вы?- Мы – СЛАВЯНЕ! Составила: учитель русского языка и литературы Попова Е.И. День славянскойписьменности и культуры 24 мая по всей России отмечается День славянской письменности и культуры.Он считается днём памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия. Именно им, византийским монахам-учёным, приписывается создание славянской письменности. И относится это к IX веку. И будет славить Русь родная Святых апостолов славян… Свои молитвы оглашая, Из века в век Из рода в род Она их память соблюдает! огда-то в Святой Руси, в далёкие времена, когда жили были добры молодцы, да раскрасавицы – красны девицы, умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. о это не значит, что славяне были тёмными и неграмотными, когда другие народы уже читали и писали. Они писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной верёвке, которую потом сматывали в клубки. зелковое письмо считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти библиотеки в лёгких берестяных коробах и могли «читать» их. Правда, «верёвочные» книжки были недолговечны – клубки разматывались, верёвки рвались, слова-узелки легко забывались, однако память об узелковом письме у нас сохранилась: «узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли». Создание новой письменности В середине IX столетия миссионеры из византийского города Фессалоники (Солуня) братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий с группой своих учеников создали письменность, которая предназначалась специально для записи славянской речи. Так возник новый для Европы книжно-литературный язык, называвшийся в ту пору славянским (словенским),а в наше время – старославянским.В культурной истории средневековой Европы – это единственный случай, когда с греческого языка богослужебные книги были переведены на родной язык верующих, не имевших до этого собственной письменности и собственной книжно-литературной традиции.Таким образом, до Кирилла и Мефодия славяне были бескнижными и бесписьменными. Как свидетельствует черноризец Храбр, у славян было какое-то своё элементарное, зачаточное письмо («черты и резы»), по крещении они пытались записывать христианские тексты. Однако «без устроения» делать это было нелегко, потому что букв в классических алфавитах гораздо меньше (не более 24), а в славянских наречиях звуковых типов больше (до 11 гласных и 27 согласных морфем). Источники сведений о начале славянской письменности Наука располагает славянскими, греческими (византийскими) …..и латинскими историческими источниками, которые описывают …..«начало славянской письменности». Среди славянских источников . …первое место занимают Пространные или Паннонские (Паннония … древнее княжество на территории современной Венгрии) Жития … …..святых Кирилла и Мефодия. Помимо Пространных имеются и …..краткие Жития Кирилла и Мефодия в составе Пролога – ц…..ерковно …..учительного сборника Особый интерес представляет Сказание черноризца (то есть монаха) Храбра «О письменах» - своего рода древний филологический трактат о начале славянской письменности. Он создан, примерно, в конце IX века и дошёл до нас в 73 списках XIV-XVIII веков.В общерусском летописном своде – Повести временных лет (начало XII века, киево-печёрский монах Нестор) под 898 (6406) годом помещено Сказание о преложении книг, рассказывающее о создании славянского письма Константином и Мефодием.Итак, согласно источникам, в середине IX века (в 863 году по Р.Х.) в западнославянское Моравское княжество (на территории современных Чехии и Словакии) прибыла из Византии (Константинополь) духовная миссия во главе с Константином Философом (в постриге Кириллом) и Мефодием, старшим его братом, чтобы научить славян молиться истинному Богу на понятном для них языке вместо чуждой латыни, языка римской церкви. Кто такие Константин Философ и Мефодий Они были македонянами, то есть выходцами из Византийской провинции Македонии, греки по национальности, но владевшие славянским диалектом. Многие учёные полагают, что отец их был болгарином, а мать гречанкой.Ко времени этой миссии оба брата были уже зрелыми людьми, испытанными и духовно опытными. Согласно житию, Мефодий 10 лет управлял каким-то славянским княжеством, в пределах Византии, потом ушёл в монастырь на горе Олимп в Малой Азии, был игуменом в монастыре Полихрон, участвовал в духовной миссии к хазарам вместе с братом.Константин Философ (827-869) уже в раннем возрасте много читал, особенно духовной литературы. После смерти отца-друнгария (сотника) Льва, узнав о необыкновенных дарованиях юного Константина, его взяли во дворец, чтобы обучать вместе с цесарем. В столице Константин в 3 месяца овладел всей грамматикой, научился геометрии и диалектике, всем философским учениям, а сверх того риторике, арифметике, астрономии, музыке и всем прочим наукам.За успехи в науках и получил прозвище Философа, то есть Мудрого. Стремился к тихой, уединённой жизни, но это ему редко удавалось. По воле знатных лиц он был хартофилаксом (библиотекарем) у патриарха в храме Святой Софии в Константинополе, затем – его «умолили принять сан учителя, учить философии своих и чужеземцев…» вскоре он стал вместе с братом просветителем. Просветительская деятельность братьев Константина три раза отряжали с духовной миссией к другим народам. Первый раз, когда ему было всего 24 года, к арабам-мусульманам, которые владели Сирией. Перед их учёными он отстоял догмат Пресвятой Троицы. Во второй раз вместе с братом Мефодием ездил к хазарам – тюркоязычному народу, который склонялся к иудаизму. Проповедь братьев имела успех – из хазар крестилось 200 человек.Славянская Моравская миссия была третьей у Константина и второй – в жизни Мефодия. Она оказалась самой важной и продолжительной, окончилась только их смертью. На родину братья уже не вернулись, став «язык словенских апосталами и богомудрыми учителями» Что представляли собой «словенские языки», то есть славянские народы, к XI веку В IX веке славяне были молодым этносом. В труде готского историка VI века Иордана встречается первое письменное упоминание славян под своими именами: «…Многолюдное племя венетов». (Венетов(зап.), антов(вост.), склавенов.) К IX веку славяне были расселены на большой территории от озёр Псковского и Ильменя на севере до Адриатического и Эгейского морей на юге, от Лабы (Эльбы) на западе до Оки Дона на востоке. IX век можно считать веком стабилизации славянского этноса на весьма обширном пространстве центральной, юго-восточной и восточной Европы. На смену мелким и непрочным племенным объединениям VI-VII веков у славян повсеместно возникают крупные раннефеодальные государства: у предков сербов, хорватов, чехов, словаков, поляков, болгар, у русичей и альпийских славян (предков словенцев). К середине IX века бразуется Древнеболгарское государство… Чуть ранее складываются княжества в Хорватии, положившие начало образованию Хорватского государства. С 30-х годов IX века в источниках появляются сведения о Великоморавской державе, в границы которой вошла значительная часть территории современных Чехии и Словакии. Это было уже по-настоящему крупное государство, поставившее в зависимость от себя многие соседние славянские земли. К этому времени относятся и первые сведения о политическом объединении «русов» в среднем Поднепровье (Киевская Русь), созданном при участии пришедших с севера норманнов – «варягов». В 860 году «русы» совершили поход на Константинополь – столицу Византийской империи. Процессы формирования славянских государств продолжались и в следующем столетии. К концу Х столетия все славянские земли Восточной Европы вошли в состав Древнерусского государства, правитель которого Владимир стал союзником и близким родственником византийских императоров. Христианизация славянских народов Образование славянской государственности сопровождалось христианизацией славянских народов. Только словенцы (альпийские славяне) и хорваты были крещены в середине VIII века, в то время как крещение сербов происходило в 70-х годах IX века, болгар – в 865 году (при князе Борисе), чехов – 883 году. Поляки и русские крестились на столетие позже: в 966 году – поляки, русские – в 988 году (при князе Владимире). Христианизация происходила после прибытия кирилло-мефодиевской миссии в Великую Моравию, после 863 года.Почему же князь Ростислав призвал к своему народу духовное посольство из Византии: ведь народ его уже принял христианскую веру? Причины миссии из Византии в славянские земли Нужно учитывать историко-политические, культурные и духовные причины, а также помнить о разном отношении Рима и Константинополя к богослужению на родных языках.Когда власти Восточно-Франкского королевства попытались подчинить Великую Моравию своему влиянию, отношения Великоморавского государства с баварским духовенством осложнились (середина IX в.) Причины недовольства заключались в том, что сообщённые немецкими миссионерами самые примитивные знания о христианском вероучении и мире вообще могли удовлетворить моравскую верхушку лишь на первых порах. Отсюда переданное в обоих Житиях пожелание, чтобы присланный из Константинополя епископ был одновременно и учителем, который бы «нам на языке нашем изложил правую христианскую веру» (ЖК, XIV).Хотя в IX в. ещё не произошло официального разрыва между Восточно-Православной и Римско-католической Церквями, отношения между ними были уже натянутыми: они придерживались чуть ли не противоположных принципов в некоторых вопросах. Римско-католическая Церковь распространяла христианство огнём и мечом. При этом подавлялось развитие национальных культур, литературных языков и письменности. Только три языка – еврейский, греческий и латинский – считались языками сакральными, достойными выразить святое Писание.Византия же стремилась не столько завоевать и покорить соседние народы, сколько вовлечь их в свой религиозный и культурный мир, сделать их политическими союзниками. Византийские императоры не препятствовали мирному расселению славян на территории империи, включали славянских воинов в своё войско, допускали славянскую знать к управлению государством, Церковь способствовала созданию у вновь обращённых в христианство народов своей письменности, переводу на местные языки богослужебных книг и проведению служб на родных языках.Видимо, это и послужило причиной посольства моравского князя именно в Византию. Основы христианской веры Христианская вера основана на устной традиции (Священное писание) и на письменном свидетельстве – Священном писании (Библии). Богослужение Церкви совершается по богослужебным книгам. Поэтому для народа, принявшего христианство, книжно-письменная культура обязательна. Так как у славян развитой книжно-письменной традиции не было, поэтому Константину Философу и Мефодию пришлось не «доделывать», а всё «сначала создать»(по словам черноризца Храбра). Константин сначала создал славянскую азбуку, а затем, вместе с братом и помощниками-учениками, стал переводить книги Священного Писания с греческого на славянское наречие. При этом был выработан библейский язык славянских народов – старославянский (древнецерковнославянский). Азбучная молитва-акростих Аз словом сим взываю к Богу:Боже, всего сущего создатель,Видимого и невидимого!Господня духа живого ниспошли мне,Дабы вложил Он в сердце моё Слово.Есть оно благо для всех,Живущих по заповедям Твоим (и далее).