Презентация по русскому языку Многоаспектный анализ текста — условие успешного формирования коммуникативной компетенции


Многоаспектный анализ текста – условие успешного формирования коммуникативной компетенции. Лобанова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категорииМБОУ СОШ №8х.Чернышев Шовгеновского района
СодержаниеЭпиграфАктуальность опытаВедущая идея опытаТеоретическая база опытаТехнология опыта: цель, задачиРезультативность опытаСистема диагностикиИсточники




Эпиграф Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин


Ведущая идея опытаУчить учащихся свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Ведущая идея опыта
Диапазон опытаприменим как на отдельно взятом уроке или его части, так и в системе уроковнеобходим на уроках в среднем и старшем звенеможет использоваться во внеклассных мероприятиях



Теоретическая база         «О тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры». Ф.И. Буслаев «Цель изучения родного языка - овладение  им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем  внешней». И.И. Срезневский


Психолингвистическая теории языкового сознания (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев)Поиск эффективных путей совершенство-вания работы по развитию речи (Н.С. Рождествен-ский)Научные направления создания современной методики развития речиГлубокое обоснование особой роли текста и речевой среды в развитии чувства языка у школьников (Т.М. Пахнова)Педагогичес-кая риторика (Т.А.Лады-женская, М.Р.Львов, Н.А.Ипполи-това)Лингвистическая теория языковой личности (Ю.Н.Караулов, А.М.Шахнарович)Курс русской словесности (Р.И.Альбеткова, А.И.Власенков,А.И.Горшков)



Технология опытаЦель: на основе информации текста учить  понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы.
ppt_xppt_y
Задачи: разработать и апробировать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка; определить уровень сформированности навыка написания изложения;создать условия речевой самореализации личности обучающихся, в том числе и на государственной итоговой аттестации.
Создание связного текстаопределять тему текстаназывать основную мысльопределять тип и стиль речиотбирать материал: выделять  ключевые слова, опускать деталиизбирать наиболее желательную форму языкового выражения составлять план и рассказывать по планунаучить заканчивать рассказотвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами)передавать прочитанные предложения другими словамисокращение текстовсвободный  и творческий диктантыписьменные ответы на вопросысоставление  предложений на определённую тему
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Многоаспектная работа с текстом
ppt_xppt_y Результативность опытаФормирование положительной мотивации изучения русского языкаЕжегодное участие в конкурсах:«Русский медвежонок» – языкознание для всех по русскому языку; 2. проектах по литературе и русскому языку «Инфоурок»

Реальные успехи в учебе, конкурсах, олимпиадахПобедители олимпиады по литературе – проекта «Инфоурок»Победители олимпиады по русскому языку «Я – лингвист»
Совершенствование речевого развитияРабота кружка «Юный лингвист» для учащихся 6 – 9 классов
Совершенствование речевого развитияРабота элективных курсов по литературе «Мудрость слова» и русскому языку«Русское правописание» для учащихся 11класса
Реальные успехи в учебе, конкурсах, олимпиадахПобедители олимпиады по литературе – проекта «Инфоурок»Победители олимпиады по русскому языку «Я – лингвист»
Награды за успехи в конкурсах, олимпиадах Система диагностикиВ каком я состоянии на уроке русского языка? Что ты умеешь? Что ты умеешь? Таблица сомооценки плана текста Что ты умеешь? Баллы Не умею – 1 балл. Умею иногда – 2 балла. Умею с чьей-то помощью – 3 балла. Умею, но в зависимости от сложности материала – 4 балла. Умею всегда – 5 баллов. Спасибо за внимание ! Успехов в работе!