Педсовет на тему «Реализация задач по воспитанию здорового и безопасного образа жизни обучающихся и системный подход к формированию ЗОЖ»


Ибрина Татьяна Евгеньевна, заместитель директора по ВРМБОУ «Ибресинская СОШ №1» ИБРЕСИ-2015г. «Реализация задач по воспитанию здорового и безопасного образа жизни обучающихся и системный подход к формированию ЗОЖ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ибресинская средняя общеобразовательная школа №1» Ибресинского района Чувашской Республики ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Планируемыерезультаты Формированиекультуры здоровогои безопасногообраза жизни Учебный план Программаразвития УУД Программавоспитания и социализации Программы отдельных учебных предметов(курсов) Формирование и развитие ИКТ-компетентности Системаоценки Профессиональная ориентация обучающихся ТРЕБОВАНИЯ Учебно-исследовательская и проектная деятельность Пояснительная записка Программакоррекционной работы Духовно-нравственное развитие и воспитание Система условий реализации ООП Ц е л е в о й р а з д е л С о д е р ж а т е л ь н ы й р а з д е л О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Цель: разработка системы содержания, средств, форм и методов воспитания, способствующих целостному формированию потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни Задачи: Провести системный анализ педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся; Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию ЗОЖ;Систематизировать учебно-воспитательную работу школы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья обучающихся. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...В. А. Сухомлинский Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 41. Охрана здоровья обучающихся1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;2) организацию питания обучающихся;3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. июнь, июль, август Летняя оздоровительная кампания январь, март, май,сентябрь, ноябрь Организация профилактических бесед с обучающимися с приглашением сотрудников полиции, прокуратуры апрель, октябрь Недели психического здоровья февраль, май, сентябрь День Здоровья август-сентябрь Месячник безопасности детей сентябрь-декабрь Антинаркотическая профилактическая акция "За здоровье и безопасность наших детей" март, апрель, октябрь, ноябрь Республиканская акция "Молодёжь за ЗОЖ" январь-февраль Месячник оборонно-массовой и спортивной работы Сроки проведения Содержание работы Воспитательная работа с обучающимися по формированию ЗОЖ Сроки проведения Содержание работы ноябрь Анкетирование "Что такое экстремизм и как с ним бороться" апрель, октябрь Изучение уровня и характера тревожности у обучающихся октябрь Оценка состояния психического здоровья обучающихся сентябрь Социологический опрос, выявляющий представление учащихся о толерантности сентябрь Исследование адаптации учащихся к школе, среднему и старшему звеньям август-сентябрь Исследование интересов и досуговой сферы обучающихся май-август Диагностика уровня воспитанности учащихся в течение года Диагностика детского коллектива январь Анкетирование учащихся по изучению проблем, связанных с употреблением ПАВ Диагностическая работа Наглядная агитацияпо гигиене исанитарии 100% охватгорячим питаниемвсех учащихся организациямероприятий по БД,ПДДпротивопожарной безопасности Ремонтпомещений с учетомздоровьесберегающихкомпонентов СоблюдениеСанПиНов Использование для питьябутилированной воды Здоровая среда вовлечение учащихсяв кружкиспортивного направления организация подвижных игр включение комплексадинамических нагрузокв режиме участиеколлективов учащихсяв спортивных соревнованиях(ГТО) Физическое воспитание Ежегодный медосмотручащихся Сотрудничество с БУ «Ибресинская ЦРБ» Диспансеризация Проведениекомплексных мерв периодсезонныхзаболеваний Служба здоровья(современные медицинские услуги) Оформление листовздоровья в журнале Мониторинговые исследования в динамике Мониторингздоровьесберегающей деятельности Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях V Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью IV Больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность III Здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии II Здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствую- щим возрасту физическим развитием. Редко болеют I Выделяют следующие группы здоровья: 11,9% 36,9% 50 % 2-ые классы 11,6% 53,7 % 33,8 % 1-ые классы 17,3% 43,5% 38,1 % 1-11 классы Группы здоровья III II I Анализ состояния здоровья обучающихся показал, что в нашей школе обучаются дети со следующими группами здоровья 3,2 0,9 0,5 IV - V 23,4 19,2 13,6 III 46 44 42,2 II 27,4 35,9 43,7 I 10 -11 кл.(%) 5-9 кл.(%) 1-4 кл. (%) Группы здоровья Распределение обучающихся МБОУ «Ибресинская СОШ №1» по группам здоровья в 2014 -2015 уч.году Результаты обследования школьников свидетельствуют: об уменьшении численности здоровых детей (I гр.);об увеличении численности обучающихся:с функциональными расстройствами (II гр.); с хроническими заболеваниями (III группа);низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс. Школьные факторы риска – что это? Стрессовая педагогическая тактика;Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Школьные факторы риска – что это? Провалы в существующей системе физического воспитания;Интенсификация учебного процесса;Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни . Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни МОДУЛЬ 1 – комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни МОДУЛЬ 2 – комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видовпредставление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни МОДУЛЬ 3 – комплекс мероприятий, позволяющих формировать у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представления о влиянии позитивных и негативных на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни МОДУЛЬ 4 – комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: представление о рациональном питании как важной со­ставляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осозна­ние того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни МОДУЛЬ 5 – комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей: развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навы­ков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижeния социального успеха; включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни МОДУЛЬ 6 – комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения: развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов; формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени основного общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализация модульных образовательных программ;просветительская работа с родителями (законными представителями)должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений в здоровый и безопасный образ жизни. Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает: соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; наличие помещений для медицинского персонала; наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники); наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда; введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств; индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования; рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; организацию занятий по лечебной физкультуре; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в основной школе; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; организацию работы спортивных секций, туристических экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования; регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.). Реализация модульных образовательных программ предусматривает: внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; создание общественного совета по экологической культуре и здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся». Программа предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины;проведение часов здоровья и экологической безопасности; факультативные занятия; проведение классных часов; занятия в кружках; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.; организацию дней экологической культуры и здоровья. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей и т.п., экологическое просвещение родителей; содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных сорев­нований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. Будьте всегда здоровы! РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Педагогическому коллективу школы продолжить работу по воспитанию у школьников культуры здоровья, по формированию здорового образа жизни, по созданию здоровьесберегающей среды и применению соответствующих педагогических технологийС целью систематизации учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ педагогическому коллективу школы разработать подпрограммы согласно соответствующей системе ценностей для реализации программы воспитания и социализации обучающихсяВ рамках родительского лектория организовать цикл занятий по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике курения, случаев употребления наркотиков и спиртных напитков с привлечением широкого круга специалистовЕжегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Классным руководителям и учителям-предметникам отследить состояние здоровья неуспевающих обучающихсяПедагогическому коллективу школы подготовиться к сдаче норм комплекса ГТО в соответствии с состоянием здоровья и возрастными группами