Презентация выступления на РМО учителей химии, биологии и географии Обновление содержания естественнонаучного образования в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования


Обновление содержания естественнонаучного образования в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образованияКрючкова Н.Н. – учитель химии МБОУ «Цнинская СОШ №2» Переход на фгос ооо С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учрежденийПлан действий по модернизации общего образования на 2011 -2015 годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. Особенности введения ФГОС ООООбусловленные1. особенностями содержания ФГОС ООО2. системными изменениями ФГОС ступеней обучения –преемственность Фгос ступеней обучения – преемственность и развитие ФедеральныйГосударственныйобразовательный стандарт начального общего образованияФедеральныйГосударственныйобразовательный стандарт основногообщего образования Преемственность и развитие Модели выпускниковНачальная школалюбящий свой народ, свой край и свою Родинууважающий и принимающий ценности семьи и обществалюбознательный, активно и заинтересованно познающий мирвладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельностиготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществомдоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнениевыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.Основная школалюбящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечестваактивно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчестваумеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечествомуважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов•осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни•ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.   Требования к результатамОт минимаОт минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результатаЦели образованияпланируемые результатыосвоения основных образовательных программ –операционализированные требования к результатам Требования к результатам освоенияосновных образовательных программ – конкретизированные и операционализированные цели образования Фгос ноо и фгос ооо - преемственность и развитиеФГОС НООосвоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиямиФГОС ОООосвоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траекторииМетапредметные результаты Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатовПредмет оценкиИтоговая оценка достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.накопленная текущая оценка урочной и внеурочной деятельностиоценка за итоговые стандартизированные работы и оценка за выполненный проектуровень освоения основных способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования. динамика индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижениипланируемых результатов Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования – преемственность и развитие{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} целевогосодержательногоорганизационного •Пояснительная записка; •Планируемые результаты;•учебный план;•программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся;•программы отдельных учебных предметов, курсов;•программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;•программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;•программа коррекционной работы;•система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы .  •Пояснительная записка; •планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; •система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы  •Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использованияИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;  •программа отдельных учебных предметов, курсов; •программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация ипрофессиональная ориентация, формирование экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни; •программа коррекционной работы.  •Учебный план; •система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта Компоненты разделов ООП ОООКомпоненты ООП НОО Требования к структуре - преемственность и развитиеСоотношение обязательной частии части, формируемой участниками образовательного процесса:ФГОС НОО 80 % и 20%В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность ФГОС ООО 70 % и 30%Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык)общественно-научные предметы(история России, всеобщая история, обществознание, география) математика и информатика(математика, алгебра, геометрия, информатика)основы духовно-нравственной культуры народов Россииестественно-научные предметы (физика, биология, химия)искусство (изобразительное искусство, музыка)технология (технология) физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) Требования к уСловиям реализации основных образовательных программ Особенности требований к кадровым условиямПриведены в соответствие с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации.  Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет Особенности требований к финансово-экономическим условиям Особенности требований к материально -техническим и информационным условияминформационно-библиотечные центры с медиатекойУчебные кабинеты с АРМ учителя и ученика ипомещения для внеурочной деятельностивыполнения новых СанПиНОсуществление управления:взаимодействие, планирование,мониторинги, анализы. реализации ООП, достижения требований к результатам Усилены требования к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационной образовательной среде ОУ должны иметьусловия должны обеспечивать возможностьПолные комплекты технического оборудования и оснащения всех предметных областей и внеурочной деятельностиЦОРы , ИКТ -оборудование, коммуникационные каналы, технологии Ориентиры, развитие: формирование ИКТ-компетентности, подготовка к профильному обучению, профориентации Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Среди ведущих перспективных направлений современного образования следует назвать: Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года в области естествознания являются: содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых предметных понятий;выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе;большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс; на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по для основной школы. В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Естественнонаучное образование Цель:формирование представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, окружающей среде как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества, а также умений применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя Интеграция предметов естественно-научного цикла обеспечивают конвергенцию основ естественнонаучного, математического и гуманитарного знаний,реализуют принципы организации деятельностного подхода в образовании,формируют виды и способы деятельности, необходимые для понимания обучающимся взаимосвязи процессов, происходящих в быстроменяющимся мире, самоопределения, эффективной деятельности, формирования активной гражданской позиции Формирование креативности Креативность–это создание связи между вещами Креативный человек, способный связать частички своего опыта и синтезировать что-то новоеФормирование креативности–ключевая задача системы образования сегодня Тенденции XXIвека«экономика знаний»-постоянно изменяющаяся структура рынка трудадоступность многообразной информации, быстрое изменение технологийкреативность и творчество -самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности ценность самоидентификации личности Деятельность оу общего образования в обучении естественных наук должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы являются: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительностиумение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практикеиспользование различных источников для получения необходимой информациииспользование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы являются:В познавательной сфере:давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;классифицировать изученные объекты и явления;наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы являются:В ценностно-ориентационной сфере:анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.В трудовой сфере:проводить эксперимент.В сфере безопасности жизнедеятельности:оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. В примерной программе основного общего естественного образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися. В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Информационные ресурсы1. Матюшкина Л.В., Доценко И.Б. Формирование ключевых компетенций: проблемы и пути решения. – Сайт: http://cdp.tti.sfedu.ru.2. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.3. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.4. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011.5. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010.6. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asphttp://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/.http://www.ed.gov.ru.http://mon.gov.ru/work/obr/dok/http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html.http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572/. Благодарю за внимание!