Презентация по литературе Слово о полку Игореве -достояние русского народа


Районный конкурс электронных презентаций.Номинация « Книги-юбиляры. «Слово о полку Игореве»2 группа, 11 классМКОО Павловская СОШВыполнила: Дюсенбаева СандиРуководитель: Музафарова И.В. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ-достояние русского народа! ОглавлениеКраткое описание.................................... 3Создание…………................................... 4-6Поход Игоря……......................................7-8Золотое слово Святослава ...................9-11Обращение к князьям ............................12-13Плач Ярославны......................................14Бегство Игоря из плена………………….15-16Источник информации.............................17 Краткое описание"Слово о полку Игореве"- выдающееся произведение древнерусской поэзии, рассказывающее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Проникнутое идеей патриотизма, "Слово" является уникальным произведением лирико-эпического жанра, в котором книжные традиции сочетаются с мотивами и образами народной поэзии и славянской мифологии.В своей работе мы отразили важные моменты поэмы, привлекая внимание не только труды исследователей, но художников и поэтов. «Слово…»,по словам А.Н. Майкова, «сделало эпоху в нашем литературном мире». "Слово о полку Игореве" (время создания - 1185-1188 г. г . ) - великая патриотическая поэма Древней Руси, зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи. Произведение последней четверти XII века, которое не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада. "Слово" было обнаружено графом А.И. Мусиным-Пушкиным в составе сборника, датирующегося приблизительно XVI в. Этот сборник Мусин-Пушкин приобрел в 1788 г. у бывшего архимадрита упраздненного Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. С этой pукописи новый владелец в 1792 г. снял копию и, сопроводив переводом и комментариями, подарил Екатерине II. На основании этой копии и оригинала два ученых-архивиста А.Ф. Малиновский и Н.Н.Бантыш-Каменский подготовили первую редакцию "Слова", которая вышла в 1800 г. Во время московского пожара 1812 г. рукопись и большая часть тиража изданной книги сгорели вместе со всем собранием древних рукописей А.И. Мусина-Пушкина. «Слово» написано неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя Новгород – Северского, на половцев в 1185г. «Слово о Полку Игореве» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.. В начале автор «Слова…» несколько раз обращается к своим читателям и слушателям со словом «братіе», «Почнє́мъ жє, бра́тиє, по́вѣсть сию́ отъ ста́раго Влади́мєра до нꙑ́нєшнѧго И́горѧ». Затем следуют предания о княжеских певцах и о Бояне, некоторые из которых находят параллели в Начальной летописи, а также о русских племенах, набранные из разных сказаний и песен Игорь — глава полка (похода); его речи руководят северских князей — «братию и дружину»Игорь видит солнечное затмение 1 мая 1185 года и предчувствует неудачу; но отчаянные побуждения биться до смерти ободряют князя, и он «вступает в злат стремень». Поход начинается. Неблагоприятные знамения преследуют полк Игорев. Весть о походе разносится далеко вглубь степей, к морю, к Сурожу, Корсуню иТмутаракани. Поэт говорит обо всем этом кратко, картинами: кликом Дива в стягах полков, мраком ночи, воем зверей и скрипом половецких телег, скрывающихся от русичей. Одна только ночь отделяет выступление в поход от первой битвы.Поход Игоря С пятницы по воскресенье, как и в летописном подробном сказании Ипатьевской летописи, следуют решительные битвы несчастного Игорева полка, окруженного «въ полѣнєзнаемѣ» многочисленными половецкими полками. Единоборство князя Всеволода характеризует храбрость русских. Как герой Илиады, он «посвечивает» своим золотым шлемом и громит мечом по «шєломамъ оварьскимъ» половцев. Для него не дороги ни раны, ни воспоминания о Чернигове, о красавице Глебовне, о своем «животѣ» и о чести золотых столов княжеских. Таков Ярый Тур Всеволод. Но храбрость его тщетна на Каяле-реке, под натиском всей земли половецкой. Далее в «Слове» идут плачи по павшим, замечания о дальнейшем движении половцев на русскую землю, воспоминания об усобицах и успокоение на киевском великом князе Святославе Всеволодовиче.Золотое слово Святослава Место действия «Слова» переносится в Киев. Иностранцы (немцы, венецианцы, греки и мораване) живо сочувствуют удачам Святослава и несчастию Игоря. Следует «мутенъ сонъ» великого князя Святослава, объяснение его боярами и «золотое слово» Святослава. Здесь, во сне Святослава, находится труднообъяснимое, испорченное место, каких ещё несколько встречается и далее. Снилось князю в «тереме златоверхом», что треснула балка над ним, закаркали вороны и понеслись к морю с Оболони. А самого князя стали приготовлять к погребению: одели «чръною паполомою, на кроваты тисовѣ», стали оплакивать «синим вином с трутом смешанным», стали сыпать крупный жемчуг — слёзы на лоно. И сказали бояре князю: «Горе твое от того, что два сокола слетели с золотого стола отцовского; соколов захватили в железные путины и подрезали им крылья саблями поганых». Четыре князя попали в плен: Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович и Владимир Игоревич. Речь бояр переходит в образный, картинный плач: «тьма свет покрыла, снесеся хула на хвалу, тресну нужда на волю, уже врежеса дивь на землю, Готския девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ». Тогда великий князь Святослав изрекает своё «золотое слово», упрекая Игоря и Всеволода за излишнюю самонадеянность. Обращение к князьямНе то Святослав, не то автор «Слова о полку Игореве» призывает сильнейших князей современной ему Руси: великого князя Всеволода и зависимых от него рязанских Глебовичей, затем Ростиславичей, Рюрика и Давыда, могущественного Ярослава Осмомысла Галицкого и знаменитого Романа с Мстиславом. Автор ещё раз с горем вспоминает Игоря и снова призывает потомков Ярослава Мудрого и племя Всеслава, останавливаясь всего более на этом герое песен Бояна. Все они — опытные военачальники: Ярослав Черниговский с союзными степняками «кликом» врагов побеждает; Всеволод веслами может расплескать Волгу, а Дон вычерпать шлемами. Далее от упоминания полоцких князей, потомков Всеслава Вещего, автор переходит к фигуре их предка. Фигура полоцкого князя Всеслава обрисовывается в его действиях по отношению к Киеву и Новгороду. В Киеве Всеслав слышит звон колоколов св. Софии; вспоминается какая-то крепкая связь со старым Владимиром, когда княжеский род ещё был единым. Все исчерпано автором «Слова…» для призыва к отмщению обиды Игоря — и, наконец, следует его возвращение. Пребывание его в плену совершенно оставлено в стороне. Ни слова нет о других пленных князьях, о действиях половцев и великого князя киевского. Игорь остается главным действующим лицом, со своей женой, которая предчувствует его возвращение. Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова…». На городском забрале в Путивле Ярославна плачет. Она обращается к ветру, к Днепру, к светлому-пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылию, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им колчаны со стрелами заткнуло. Бегство Игоря из пленаБог не оставляет праведника в руках грешников, говорит летописное сказание об Игоре — а по «Слову о полку Игореве», «Бог путь кажет Игореви из земли Половецкой в землю русскую». Автор как будто сам пережил бегство из плена от степняков: он помнит, с каким трепетом и ловкостью выбирался Игорь, под условный свист верного человека, с конем за рекой, как пробегал он степи, скрываясь и охотой добывая себе пищу, перебираясь по струям Дона. Автору «Слова» припоминается песня о безвременной смерти юноши князя Ростислава, брата Владимира Мономаха. Ездят Гзак с Кончаком на следу беглеца и примиряются с бегством Игоря, как старого знакомого, который при случае явится близким человеком для степняков и по браку, и по языку, а иногда и по обычаям. Но Игорь ближе всего к русской земле, что предчувствует Гзак. Быстро переносит автор «Слова о полку Игореве» своего героя из степей в Киев, на радость странам-городам. «Игорь едет по Боричеву к святей Богородици Пирогощей (храм, находившийся на Подоле».Заключительным словом заканчивается «Слово о полку Игореве». Источник информации:Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы/ Д.С. Лихачев.-Л.: Художественная литература, 1971.-414с. (ксерокопия)Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века/Е.В. Иванова.-М.:Экзамен, 2012.-252с.3. Интернет-ресурс:https://ru.wikipedia.org/wiki/Слово_о_полку_Игоревеhttp://az.lib.ru/z/zhukowskij_w_a/text_0126.shtml