«Развитие творческого воображения в процессе обучения написанию сочинений в начальной школе»


Развитие творческого воображения в процессе обучения написанию сочинений в начальной школе * Учитель начальных классов Комарова Татьяна Николаевна ВЫПОЛНИЛА: * Актуальность темы состоит в том, что творческое воображение у детей развивается в различных видах деятельности, в том числе в процессе обучения написанию сочинений. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе и родному языку, совершенствует навык воплощения определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Актуальность * Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческого воображения посредством обучения написанию сочинений в начальной школе и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы. Цель * Объект исследования – процесс развития творческого воображения младших школьников посредством обучения написанию сочинений.Предмет исследования: влияние педагогических условий, методов и приемов на развитие творческого воображения младших школьников посредством обучения написанию сочинений. Объект, предмет * Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников посредством обучения написанию сочинений будет эффективным, если: разработать и реализовать систему работы над сочинением, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов.Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили статьи периодических изданий, психолого-педагогические исследования по теме работы таких ученых, как А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Я.Пономарев,В.Н.Пушкин,Б.М.Теплов,Д.Б.Богоявленский,А.В.Запорожец, Крутецкий, А.В.Петровский, учебные и методические пособия. Гипотеза, методологическая основа * Задачи исследования:Изучить особенности развития творческого воображения у младших школьников.Рассмотреть психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей в процессе обучения написанию сочинений.Выявить методические приемы развития творческого воображения в процессе обучения написанию сочинений в начальной школе и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы. Задачи * Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, изучение и анализ продуктов деятельности детей.Практическая значимость исследования: разработана система работы над сочинением, способствующей развитию творческого воображения у младших школьников. Методы, практическая значимость * Подход к изучению творческого воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогическими условиями развития творческого воображения младшего школьника в процессе написания сочинений являются:принципы и приемы развития творческого воображения, применение различных форм задания, развитие творческого воображения в рамках учебной деятельности, поэтапность обучения написанию сочинений, целесообразность выбора темы сочинения над ним, создание творческой окружающей среды и атмосферы при написании сочинений, положительное оценивание творческой деятельности учащихся, создание ситуаций общения и диалога, стимуляция самостоятельной деятельности учащихся и др. * Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МОУ Лицей № 23 п. Белоозерский Воскресенского района в 3 «Б» классе (экспериментальной группы) и в 3 «А» классе (контрольной группы) с октября 2011 г.по апрель2012 г. Каждая группа представлена в количестве 19 человек. Опытно-экспериментальная работа включает в себя три этапа:констатирующий;формирующий;контрольный. * Были использованы методики диагностики творческого воображения, основанные на обобщении особенностей развития ребенка 6-9 лет, авторов Речицкая Е.Г., Сошина Е.А., Мусийчук М.В. * Уровень развития творческого воображения детей младшего школьного возраста (экспериментальная группа) Уровень развития творческого воображения детей младшего школьного возраста (контрольная группа) * В процессе опытно-экспериментальной работы с детьми 3 «Б» класса проводилась работа над следующими видами сочинений:сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта; сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта; сочинения, где используются материал разных источников;сочинения по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т.п.;сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком;сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы;сочинения повествования, описания и рассуждения. * Уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста (экспериментальная группа) на контрольном этапе эксперимента Уровень развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста (контрольная группа) на контрольном этапе эксперимента * Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах (экспериментальная группа) Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах (контрольная группа) *