Обобщение опыта по теме Использование проблемных ситуаций на уроках в развитии познавательной деятельности младшего школьника


Педагогический стаж 15 лет. «Использование проблемных ситуаций на уроках в развитии самостоятельной познавательной деятельности младших школьников» Проблемное обучение целесообразно применять: когда содержание учебного материала направлено на формирование понятийкогда ученики подготовлены к проблемному изучению темыкогда у учителя есть время для проблемного изучения темы Виды проблемного обучения 1. Проблемное изложение знаний2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний3. Исследовательский метод обучения Способы организации проблемного обучения: Проблемное изложениеПоисковая (эвристическая) беседаСамостоятельная поисковая и исследовательская деятельность Цель проблемного обучения: научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий. Задачи проблемного обучения: Создание условий для приобретения учащимися средств познания и исследованияПовышение познавательной активностиПрименение дифференцированного и интегрированного подхода в учебном и воспитательном процессе Структура проблемного урока 1. Организационный момент -включение детей в деятельность -выделение содержательной области.2. Актуализация знаний -воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия нового» -фиксирование затруднения в деятельности по известной норме3. Постановка учебной проблемы -определения затруднения, его место - определение необходимости нового знания.4. «Открытие» учащимися нового знания -выдвижение гипотезы - проверка гипотезы5. Первичное закрепление - внешне оформление новых алгоритмов -фиксирование уже оформленного знания6. Самостоятельная работа с самооценкой в классе; -самостоятельное решение типовых заданий; -самостоятельная проверка учащимися своей работы7. Повторение - включение нового материала в систему знаний - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке учащимися - самооценка собственной деятельности Приёмы создания проблемных ситуаций Подвожу к противоречию и предлагаю самим найти способ разрешения;Излагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос; Приёмы создания проблемных ситуаций Предлагаю рассмотреть явление с различных позиций;Побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Приёмы создания проблемных ситуаций Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику, рассуждения;Определяю проблемные и теоретические и практические задания;Ставлю проблемные задачи В чём ценность проблемных уроков для детей? 1 испытывают удовлетворение от решения проблемы, сами с радостью осознают, на сколько «выросли» порой даже за один урок уверенность в своих силах, положительная мотивация к обучению. 2 а) при введении нового материала школьники думают, анализируют, рассуждаютб) на этапе воспроизведения творчески усваивают знания осуществляется творческое развитие личности 3 более прочные знания, т.к.лучше усваивается не готовое и потом зазубренное, а открытое самостоятельно и выраженное по-своему ничему нельзя научить, можно только научиться 4 помогают воспитывать активную личность дети учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.