Презентация Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования информационно –коммуникативной компетенции обучающихся» (из опыта работы методического объединения)


«Развитие критического мышления через чтение и письмо как средство формирования информационно –коммуникативной компетенции обучающихся» (из опыта работы методического объединения) Учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 Будякова Елена Николаевна Тот , кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение.Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций древний мыслитель и философ Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи обобщения опыта работы: - провести анализ педагогической литературы по данной проблеме;- выбрать оптимальные методы и приемы для формирования коммуникативной компетенции учащихся;- изучить составляющие технологии критического мышления в процессе обучения;- исследовать условия и эффективность применения ТРКМЧП в обучении русскому языку и литературе;- отработать данную технологию на практике;- презентовать результаты коллегам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию коммуникативной компетенции. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» Данная технология был разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. В России она появилась в 1997 году. Что не является критическим мышлением? 1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;2)понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. 3)творческое или интуитивное мышление. Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Что же такое критическое мышление? Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Фаза рефлексии (reflection). Фаза реализации смысла (realization of meaning). Фаза вызова (evocation). Фазы урока В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».Главными задачами второй фазы  является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставит пред собой на первой стадии.Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку своего отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. ИНФОРМАЦИЯ Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом Прогнозируем Воспринимаем информацию Как формировать коммуникативные компетенции с помощью приемов технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы ? Воспринимаем информацию Приемы на стадии Вызова:1. Корзина идей.2. Ключевые слова .3. Прием «Знаю – хочу узнать - узнал» Приём «Ключевые слова» В 6 классе после урока “Историческая основа создания романа А.С Пушкина «Дубровский» на 1 этапе следующего на доске записываю слова: 1832-1833 гг., дворянин Островский, издатели, «Дубровский», друг Пушкина П.В. Нащокин ПрогнозируемПрием:Верные – неверные утверждения. Вот фрагмент урока в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения»Учитель: Я предлагаю вам несколько утверждений, лишь правильно записав концовку предложений, вы можете «остаться невредимым» в синтаксической дуэли:Утверждения:1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;2….имен числительных в языке очень немного;3…имена числительные изменяются по падежам;4….все числительные можно записать цифрами;5…эта часть речи может быть только определением;6. числительные имеют общие признаки с существительными;7…они имеют общие признаки с прилагательными;8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;9….числительное не может состоять из 3 слов;10….слово «полтора» - это числительное. Приемы:1.Чтение с остановками.2.Чтение с пометками INSERT.3. Приём "Сводная таблица". 4. Кластер. РАБОТА С ТЕКСТОМ Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:         Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Муму Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне * Анализ эпизода «Пьер Безухов после Бородинского сражения». Вспомните, тогда впервые Пьер пробует вместе с солдатами кавардачок. И мы с десятиклассниками выясняли, из каких компонентов состоит этот кавардачок? По названию предположите, о чем будет рассказ?▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?▪ Что будет с героем после событий рассказа? Прием «Чтение с остановками».Примерные вопросы: Приём «Сводная таблица» Остап Линия сравнения Андрий На вид суровый и мужественный. Как внешность характеризует героя. Более нежный и красивый. Способен к учению, но желания учиться не имел Отношение к учебе. Учился охотно и без напряжения. Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил товарищей. Какие черты характера отличали братьев. Более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания. Отличался горячей любовью к Родине, был готов отдать за неё жизнь. Отношение к Родине. Изменил Родине. Любовь полячки стала ему дороже. Приемы на стадии рефлексии:1.Написание эссе.2.Написание письма.3.Синквейн. ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ Творческие работы: Если будет трудно вдругМне поможет лучший друг.Он не будет обижать,Он меня не бросит.Если что-то вдруг не такОн всегда поможет.Я и он всегда играем,Книжки вечером читаем.Он и я, и мы друзья.Будем мы дружить всегда ( Груздова П.) Солнце село Я живу в одном из самых уникальных районов России - Курском крае. С первого взгляда кажется, что тут все так же, как и в других уголках нашей родины, но это не так. Стоит выехать за город, и сразу проявляются прекрасные чудеса природы… Солнце садится. Я сижу на крыше своей дачи и просто наблюдаю. Передо мной далекие, еще не сожжённые солнцем поля, еще дальше вечными стражами стоят леса, и неподалеку течет ручеек. ( Полюдов М.) О смысле жизни Поговорим о смысле жизни? Как говорится, сколько людей, столько мнений. «Смысл жизни - служить родине»,- говорят военные. «Смысл жизни - труд»,- кричат трудоголики. «Смысл жизни-служить Богу», - утверждаются верующие. Неужели эти утверждения ложны?( Топоркова Е.) Жду…Стоять у школы,Видеть мамин зонтик,Рвануться к ней, дыханье затая,«Ждала тебя я, знаешь, знаешь сколько?Аж пять часов! Ну, где же ты была?»Схватить ручонкой мамину ладошку,Холодную от капель дождевых,И крепко-крепко, как бы понарошку,Зажать её меж пальчиков своих… (Ясинская А.) Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасимдобрый, трудолюбивыйзаботится, любит, работаетне должен страдать из-за жестокости людейчеловек * Синквейн - это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. Использование в синтезе приемов этой технологии обеспечивает формирование ключевых компетенций учащихся, в частности, информационно-коммуникативной: умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;пользоваться различными способами интегрирования информации;задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;решать проблемы;вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);брать на себя ответственность;участвовать в совместном принятии решения;выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;умение сотрудничать и работать в группе и др. Результаты работы: Работа на уроках русского языка и литературы с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» привела меня и моих учеников к следующим результатам: по литературе успеваемость составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем – 76%. По русскому языку качество - 57%, успеваемость -100%. Рефлексия. Составим синквейн по теме «Технология РКМЧП» Технология РКМЧПРазвивающая, воспитывающая Формирует, обучает, создаётПомогает обучающемуся действовать самостоятельноСотрудничество Правила написания синквейна: 1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами3. Три слова – глаголы4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна. «Технология РКМЧП» Технология РКМЧПРазвивающая, воспитывающая Формирует, обучает, создаётПомогает обучающемуся действовать самостоятельноСотрудничество «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно» Конфуций.