Урок Сравнительный анализ стихотворений С. А. Есенина и якутской поэтессы С. В. Гольдеровой


Учитель русского языка и литературы Амгино – Нахаринской средней общеобразовательной школы Александрова Валентина Семеновна «Изобразительно – выразительные средства в стихотворениях русского поэта С. А. Есенина и в стихотворениях якутской поэтессы С. В. Гольдеровой» Методы и формы обучения:групповая работа;междисциплинарная интеграция;самостоятельная работа с различными источниками Использованная технология: ДЕМСОС Триединая цель урока: Образовательный аспект: -знакомство с биографией русского поэта С. А. Есенина и якутской поэтессы С. В. Гольдеровой; -должны повторить и сравнить изобразительно- выразительные средства, использованные С. А. Есениными С. В. Гольдеровой; Воспитательный аспект: Формирование нравственных качеств Развивающий аспект: развитие речи; развитие мышления; развитие памяти, внимания. 1 группаСергей Александрович ЕсенинБелая береза Под моим окномПринакрылась снегом, Точно серебром…1 часть урока 2 группаСаргылана васильевна гольдерева Айыыһыт ал5аабыт кытылаБу манна хас саас аайытынКүөх ньургуһун тыллара.Кытылга кылбайар муустартанТыаһыыра кырыымпа кыллара.Айыыһыт ал5аабыт кытыла!Бу манна хас сайын аайытынСардаана умайа кыыһара.Дьэнкир долгуну кытарыКүн уота оонньоһо сырсара… 2 часть урока1 этап. Отвечают на вопрос: Что объединяет этих поэтов? 2 этап. Рассказ стихотворений С.А. Есенина «Топи да болота…» и С.В. Гольдеревой «АйыыЬыт алгаабыт кытыла» наизусть. 3 этап. Повторение изобразительных средств Эпитет: Определение, прилагаемое к названию предмета, действия, явления, чтобы обозначить его характерные свойства и придать ему образную художественную выразительность в соответствии с творческим замыслом автора. Метафора: средство украшения речи; без неё не возможно представить поэзию. Метафора служит средством пробуждения в сознании людей определённых эмоций и оценочных суждений Сравнение: вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. Важнейшая функция сравнения – художественное описание объекта. Олицетворение: Олицетворение состоит в том, что при изображении предметов, растений, животных и явлений природы последние наделяются такими свойствами людей, как дар речи, способность мыслить, чувствовать и совершать поступки, свойственные человеку. 4 этапАнализ стихотоврений С.а. есенина «топи да болота…» и с.в. Гольдеровой «айыыьыт алгаабыт кытыла» С.А. Есенин «Топи да болота…» Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. По лугу со скрипом Тянется обоз- Суховатой липой Пахнет от колес. Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной!.. С.В. гольдерова - саргы куоАйыыьыт алгаабыт кытылаБу манна хас саас аайытынКуох ньургуьун тыллара.Кытылга кылбайар муустартанТыаьыыра кырыымпа кыллыра.Айыыьыт алгаабыт кытыла!Бу манна хас сайын аайытынСардаана умайа кыыьараДьэнкир долгуну кытарыКун уота оонньоьо сырсара.Айыыьыт алгаабыт кытылаОо, субу манна дьиримнииллэрэ Урун куба тууннэрим Сотуолуур тургэн сууруктэрэ. Олох дьикти тугэннэрэ Бу куох иэннэ кулсэллэрэ, Бу дьэрэкээн таастарга тумсэллэрэ. С.А.ЕсенинС.В. Гольдерова Эпитет: «кылбайар муустар», «дьэнкир долгун», «дьэрэкээн таастар».Метафора: «синий плат небес», «хвойный позолотой».Метафора: «сардаана умайа кыыьара», «ньургуьун кобуор».Олицетворения: «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной»Сравнение: «кытыл – ырай», «куба – туун», «кытыл – кобуор», «муус – тыаьа». Олицетворение: «кун уота оонньуура», «олох дьикти тугэннэрэ - кулсэллэрэ, тумсэллэрэ». Природа помогает Сергею Есенину и Саргылане Гольдеровой глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, писателя. В своих произведениях не раз пользуются описаниями природы, которые делают стихотворения выразительнее, красочно богаче. Они мастера прекрасных пейзажных зарисовок. Вместе с С. А. Есениным и С. В. Гольдеровой, мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами. Стихотворения Есенина и Гольдеровой пробуждают в нас гуманные и добрые чувства. Каждая страница прекрасных стихотворений дышат любовью к родной земле, народу. Такой урок направлен на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на стихотворения русского поэта и поэта родного улуса, на развитие нравственных качеств учащихся. Поэзия и Сергея Есенина и Саргыланы Гольдеровой на все времена, для всех поколений людей. Их поэзия - это символ добра, искренности, красоты и высокого поэтического духа. Спасибо за внимание!