Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся.


ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ. ШАКИРОВА Б.Б. ГУ «ДОСОВСКАЯ ОШ» Семинар учителей русского языка и литературыДенисовский район Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.Оценка – это возвращение отраженного впечатления, могучее средство в руках педагога.Нас создает и формирует то, что мы любим. Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.В учении нельзя останавливаться. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. * З Х У З (знаю) Х (хочу узнать) У (узнал/а) Компетентностный подход совокупность современных принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (личностные и деятельностные аспекты) Компетентность Компетенция комплексный ресурс личности, который обеспечивает ей возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в различных сферах деятельности и который зависит от необходимого для этого набора компетенций (готовность и способность действовать в ситуации * профессиональная компетентность педагога личностное новообразование, включающее в себя наряду с когнитивным и поведенческим аспектами долговременную готовность к конкретной деятельности как интегративное свойство личности (конкретное действие по овладению определенным знанием, проявление в знакомой ситуации)* готовность и способность планировать и проводить урок в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Современный урок Основа компетентностного подхода Общие требования к современному уроку СубъективизацияМежпредметностьСистемно-деятельностный подходФормулирование целейПланирование ожидаемых результатов (задачи)Отбор содержания образованияФормирование мотивацииСоздание благоприятного климата Использование эффективных современных технологийИмпровизационностьУчитель-организатор, а не информаторПрименение критериального оцениванияРефлексивность * ОЦЕНКА ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ? Новые образовательные стандарты, новый уровень развитияОбновленная парадигма образованияНеобходимость формирования учебно-познавательной компетентности школьниковПотребность в индивидуализации, вариативностиНесоответствие традиционной отметки новым целям обучения, субъективизмОтсутствие качественного процесса самооцениванияДискомфорт, отрицательная мотивация Причины * Ключевые ценности оценивания Оценивание должно быть валидным!Оценивание должно быть надежным!Оценивание должно быть справедливым!Оценивание должно быть развивающим!Оценивание должно быть своевременным!Оценивание должно быть эффективным!Оценивание должно быть доступным!Оценивание должно быть критериальным! * КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ? * Оценивание как средство определения эффективности урока.Критерии оценивания достижений результатов обучения учащихся.3. Практическая значимость критериального оценивания. ключевая фигура в процессе оценивания - педагог; самое важное в процессе оценивания - отношения учителя с учеником;ключевая фигура в процессе оценивания – ученик; самое важное в процессе оценивания- взаимодействие с окружающим миром. ОЦЕНИВАНИЕ учебных достижений учащихся * Тема урока Цель урока (цель обучения) Организация и проведение урока Планирование урока Получение обратной связи об эффективности урока (оценивание, достижение учащимися цели обучения) Корректировка в планировании и организации урока Оценивание - механизм сопоставления фактического результата учащегося с ожидаемыми результатами обучения учебных программ для корректировки планирования и организации обучения Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетенций учащихся. Критерии оценивания – описание достижения планируемых результатов обучения в соответствии с целями обучения. Критерии оценивания Цели обучения – утверждения, формулирующие ожидаемые результаты по достижению знаний, понимания и навыков в течение курса обучения по предмету в соответствии с учебной программой. * ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ * Применение критериального оценивания позволяет: Учителям Учащимся Родителям Определять уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка Отслеживать прогресс в обучении и корректировать индивидуальную траекторию развития ученика Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения Отслеживать прогресс в обучении ребенка Мотивировать учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения Осуществлять мониторинг эффективности учебной программы Использовать знания и навыки для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы. Обеспечивать обратную связь между учителем, учеником и родителями. Критерии оценивания кластеров * № Критерии оценивания Баллы 1 Использованы все термины и понятия, входящие в данный раздел Один термин – 1балл 2 Установлены взаимосвязи Одна взаимосвязь - 1балл 3 Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана Одно указание - 1 балл 4 Иерархия 1 балл 5 Указаны конкретные примеры Один пример-1 балл 6 Указаны эксперименты Один эксперимент -1 балл 7 Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями Одна взаимосвязь – 2 балла КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ * Условия организации критериального оценивания Работа, а не личностьОценка не только результата, но и процессаСравнение с эталоном известным заранееРазработка четкого алгоритма выведения отметки Четкое выражение учебных целейОбщие учебные цели - критерии оцениванияУчет возрастных, психолого-педагогических особенностейОбеспечение обратной связиЕдинство формирующего и констатирующего оценивания Итоговый уровень достижения Итоговая отметка 0-2 1 3-4 2 5-6 3 7-8 4 9 5 Модерация Внутренняя (оценивание одной и той же работы разными преподавателями данной дисциплины – из одного ОУ) Внешняя (привлечение педагогов конкретных предметов из других ОУ) Formative (формативное / текущее)Summative(констатирующее / итоговое) 2 вида оценивания Текущий уровень усвоения материалаПовседневная работа Устранение пробелов и недочетовКоличество вне регламентаБез учета при итоговой отметке Формативное оценивание Определение уровня сформированности ключевых компетенций Результаты констатирующих работ Основа для итоговой отметки Использование максимального количества критериев Работы не переписываются Выполнение в классе при учителе Описание-дескриптор (рубрикатор) Констатирующее оценивание Инструменты оценивания - формализованные и неформализованные устные опросы;- различные формы письменных работ: тесты, структурированные короткие ответы, тесты без ограничения времени выполнения, открытые тесты, опросы типа «вопрос-ответ», эссе, творческие работы, проекты, и т.д.;- практические работы: знание и использование приборов и оборудования, выявление и решение проблем, выдвижение гипотез, экспериментальная проверка, оценка, анализ, и т.д. ТАБЛИЦА-СРАВНЕНИЕ Предмет изменений Традиционная оценка Критериальная оценка Объект Предметный результат Не только результат, но и процесс Ориентир Основная оценка – оценка учителя Самооценивание, взаимооценивание Образовательный результат Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя, оценка промежуточных результатов обучения Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по-новому Портфолио Отсутствие Наличие Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Участие в процессе оценивания Учитель использует традиционную готовую систему оценивания, состоящую из определенного количества баллов, без словесного описания Критерии могут разрабатываться совместно с учащимися Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по -новому Эффективность Отсутствие объективности, валидности, надежности оценивания, нет достоверности результатов Объективность, надежность, демократичность, открытость, доступность, проектирование и моделирование своей деятельности Психологическая среда Негативное отношение к оценке Психологически комфортная среда, ситуация успеха Технологическая картаКритерии оцениванияРезультатыИтоговая таблицаПримерПроектная деятельностьПример проекта Рефлексия форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, проявляющаяся в самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека, основанная на принципах активности и сознательности. Типы рефлексии Рефлексивный кругРефлексивная мишеньЧемодан, мясорубка, корзинаАнализ урока учащимисяРомашкаСостояние моей душиSmsОстроваНезаконченная фразаМое настроениеПочтаБлагодарюА напоследок я скажу… ПантомимаКарта настроенияДело в шляпеСтупениЗвездочкиКорзина идейСветофорПятерочкаДвухчастный дневникКластерыЭкспертная комиссия Синквейн (от фр. «пять строк») Одно слово. Обычно существит. или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.Два слова. Чаще прилагательные или причастия, описывают признаки и свойства выбранного предмета.Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. 1.Урок2. Испытывающий, вдохновляющий3.Организует, направляет, развивает4.Расширяет горизонты учебной деятельности5.Успех! Акростих Используй свои возможности. Находи неординарные решения. Твори, Если хочешь развиваться. Люби эксперимент. Люби разнообразие. Ежедневно читай, Коли хочешь, чтобы развивался Твой интеллект! Даймонд Хаоспостоянный, надоевшийизнуряет, выматывает, удручаетраздумья, поиски, находкиуспокаивает, вдохновляет, организуетхороший, долгожданныйпорядок ОппозицияМыслить критически важно,но это очень сложно.Придумываешь новые пути решения,но как их реализовать?Хочешь конструктивно решать проблемы,но не каждый готов к этому.Где же выход? РОНДЕЛЬКогда же все задумаются о тебе,целостное обучение?Когда на тебя обратят внимание,целостное развитие?Новые стандарты, новые программы…Все говорят о тебе,целостное развитие.Может пора действовать более активно? Посмотрите на меня Имя ------- Легко для меня… Трудно для меня … Мне необходимо… Мне хорошо удается… Шесть Цветов, Шесть Шляп Итоги Интересно, какие впечатленияостались у Вас после занятия.Выберете одну из шляп, а вместе с ней и вопрос, на который хотели бы ответить. Удачи! Что я/мы узнали? Какие чувства у меня/нас возникали? Почему мне/намэто было важно? Что мне/нам не удалось? Насколько я/мыбыли креативными? Основные результаты моей \ нашей работы? Чемодан, мясорубка, корзина Ромашка Остров открытий Остров скуки Остров радости ОСТРОВА Настроение Настроение Карта Пятерочка СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ТВОРЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАМ УСПЕХОВ!