Подбор заданий и упражнений для формирования умения приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны


ОГБОУ ДПО КИНПО (ПК и ПП) СОО кафедра филологии Подбор заданий и упражнений для формирования умения приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны Курск 2012 Выполнили: учителя русского языка и литературы(творческая группа № 4)
Творческая группа № 4Жигулина Марина Вениаминовна , учитель русского языка и литературы МКОУ«Половневская СОШ» Октябрьского р-на Курской области; Наумова Марина Алексеевна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Дьяконовская СОШ» Октябрьского р-на Курской области; Негребецкая Любовь Юрьевна ,учитель русского языка и литературы МКОУ «Лениская СОШ» Октябрьского р-на Курской области;Саларева Галина Васильевна ,учитель русского языка и литературы МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского р-на Курской области;Согачева Наталья Алексеевна ,учитель русского языка и литературы МКОУ «Лениская СОШ» Октябрьского р-на Курской области; Туркова Ольга Леонидовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Большедолженковская СОШ» Октябрьского р-на Курской области;Фролова Елена Эдуардовна ,учитель русского языка и литературы МБОУ «Лобазовская СОШ» Октябрьского р-на Курской областиКонченкова Евгения Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Покровская СОШ» Черемисиновского района Курской области
Цель работы: подобрать задания и упражнения, способствующие реализации культуроведческого аспекта ФГОС ООО в обучении русскому языку и литературе
Культуроведческий аспект ФГОС ООО в обучении русскому языку и литературеФормирование представлений о родном языке как о духовной ценности, национальном достоянии русского народаШирокое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии Знакомство с основами русского речевого этикета и формирование УУД в связи с изучением конкретных темСоздание широкого культуроведческого фона путём включения разнообразного экстралингвистического материала о различных городах России, народных промыслах, исторических событиях и великих личностях России, о современной социальной рекламе Включение сведений об истории русистики и истории литературоведенияШирокое использование произведений художественной литературы, репродукций русских художников, а также музыкальных произведений русских композиторов
style.rotation








Прочитайте высказывания. Определите связь между ними. Приведите примеры ключевых слов и словосочетаний из этих афоризмов, которые будут способствовать вам в правильном целеполагании и успешной самоорганизации учебных действий при изучении русского языка. Составьте и запишите сложноподчинённое предложение с использованием ключевых слов.Язык – это словесная икона народа, которая хранит национальное, историческое, культурное и духовное наследство . (руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Паустовский К.Г. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А.И.  В словах и выражениях у нас нет недостатка, умейте только отыскать их, изучить, усвоить и пустить в ход. Даль В.И.
Русский язык .7 класс.Морфологический разбор наречияВниманию учащихся предлагается отрывок из книги Э. Вартаньяна «Из жизни слов». На (во) всю Ивановскую В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же ( ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.  Приведите пример словосочетания, которым можно заменить данное выражение (Очень громко.) Устно придумать с ним предложение. Выписать из данного текста 2-3 наречия и разобрать морфологически. 
Русский язык 6 класс. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Быль-небылица».О каких двух знаках говорится в стихотворении? На белых вёдрах вдоль бортов, На каждой их семерке, Была фамилия «Багров» - По букве на ведёрке. -Тут что-то, дедушка, не так: Нет буквы для седьмого! – А вы забыли твердый знак! – Используя ИКТ объясните, как понять выражение, что твёрдый знак «был в ходу при царе»? Почему он теперь «не в моде»? Порассуждайте - хорошо ли это? Приведите примеры для аргументирования(Два знака – это твёрдый и мягкий знаки. В старые времена буквой ъ «ер» заканчивались многие слова, а после Великой Октябрьской социалистической революции правительство приказало уничтожить эту букву везде, где она стояла понапрасну, оставив её , однако, в середине слов в качестве «разделителя».) Сказал старик сурово. – Два знака в нашем букваре, Теперь не в моде твёрдый, А был в ходу он при царе, И у Багрова на ведре Он красовался гордо.
Литература 5 класс “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно привести примеры пословиц, поговорок. Кто больше? Темы: а) вражда, ссора, драка. («Худой мир лучше доброй ссоры». « Милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся». «Лежачего не бьют». «Живут, как кошка с собакой». «Грызутся, как собаки за кость»…).б) труд, орудия труда.(«Без дела жить – только небо коптить». «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». «Волка ноги кормят». «Глаза боятся, а руки делают». «Делу – время, потехе – час». «Дело мастера боится». «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»…).в) деньги, достаток.(«Деньги– гости: то нет, то горсти». «Деньги – не грибы, и зимой растут». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». 
«На пиру я не была,Но подарок принесла:На шестнадцатом годуПовстречаешь ты беду;В этом возрасте своемРуку ты … Оцарапаешь, мой свет,И умрешь во цвете лет!» - Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, .... – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля.   « Там чудеса, там …. бродит, …. на ветвях сидит».  «Подскажи словечко». Прочитайте выразительно и вспомните строки произведений и их авторов, вставьте нужные слова и объясните их значения(проверьте себя по словарю).
А у нас во двореПоросенок вилсяИ нечаянно хвостомК небу прицепился. (Небылица) Дождик-дождик, пуще,Я насею гущи,Цельну кадушку,Сверху лягушку! (Закличка) Ходит сон по лавке,А дремота по избе,Ищет- поищет деточку мою,Где найдет, тут и спать укладет . (Колыбельная песня) Шли сорок мышей,Несли сорок грошей,Две поплошеНесли по два гроша. (Скороговорка) «Малые жанры фольклора».Выразительно прочитайте тексты ,определите их жанры, дайте пояснения. Приведите другие примеры малых жанров фольклора. Составьте свою небылицу (по желанию;предложите свою небылицу для оценивания однокласснику).
Русский язык .8 класс. Приведите примеры слов, появившихся в нашем языке в последние годы. Составьте с ними и запишите предложения по следующим схемам:1.[ O и О ] . 2.[ и О, и О, и О ] .3.[ О : О и О - … ] .4.[ ] , а также [ ] .5.[ ] , ( чтобы……) .6.[ ] .7.[ … ,ввод. сл. ,… ] .
Русский язык. 8 класс. Элемент урока развития речи.Рекомендации к подготовке рассказа по истории края (города, поселка)I. Работа с планом. План1. Обращение к слушателям.2. Определение темы и цели выступления.3. Изложение наиболее ярких фактов истории края (города, поселка).4.Эмоциональное заключение, обращение к слушателям.II. Комментарии к плану1) Обращение к слушателям.Дорогие друзья! (Возможные обращения – «Ребята», «Уважаемые коллеги», даже «Дамы и господа», если вы выберете несколько иронический тон повествования или аудитория взрослая). Все мы живем в нашем родном городе вот уже много лет, учимся в одной школе, ходим по одним улицам. Кажется, все нам здесь хорошо знакомо…2) Определение темы и цели выступления.Я и хочу рассказать о том, что кажется хорошо знакомым. Мне кажется интересным находить новое в том, что привычно и обыденно. Ведь самое неожиданное часто бывает у нас на виду, просто мы этого не замечаем. Я хочу поделиться некоторыми фактами из истории нашего края (города, поселка), которые меня удивили. Думаю, это заинтересует и вас.3) Изложение наиболее ярких фактов истории края (города, поселка).4) Эмоциональное заключение, обращение к слушателям. Вот те некоторые сведения, которые я обнаружил в библиотеке, в краеведческих книгах, в подшивках старых газет, в разговорах со старожилами нашего города (поселка). Это лишь малая часть того, что скрывается за чередой лет, десятилетий, веков истории нашего края (города, поселка). А сколько интересного еще ждет своего открытия!
Тест №1:Агнец – это:а) ангел, б) ягненок, в) огонь.Где вам могли встретится букиа) в лесу, б) в книге, в) на картине.Покажите длань. (Длань – рука, ладонь)Духовника) играет на инструментах, б) создаёт духи,в)совершает духовные обряды.Басурман – это:а) национальность, б) воинское звание, в)вероисповедание.(Басурман – иноверец, не христианин)Клобук носят:а) на голове, б) на шее, в) в кармане.(Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).Тест №2:Алкать значит:а) кричать, б) жаждать, в) бежать.(Алкать – жаждать, сильно хотеть)Пращур – это:а) динозавр, б) отец прапрадеда, в) название болезни.(Пращур – предок, отец прапрадеда, прапрабабки)Забрало – это:а) меч, б) городская стена, ее верхняя часть, ограда, в)кольчуга.(Забрало – городская стена, верхняя ее часть)Лепота – это:а) лепные узоры, б) настой их липы, в)красота.(Лепота – красота, приличие)Покажите свою десницу. (десница – правая рука).Что необходимо, чтобы стать толмачом?а) хорошо рисовать, б) быстро бегать, в) знать языки.(Толмач – переводчик).Литература .8 класс. Устное народное творчество. Итоговое занятие. Тесты «Устаревшая и малоупотребительная лексика»
Русский язык. 6 класс. Представьте себе, что вам надо нарисовать иллюстрации к поэтическим строкам. Во что будут одеты герои? Дайте толкование выделенных слов.Корсет, альбом, княжну Алину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла; стала звать Акулькой прежнюю Селину И обновила наконец на вате Шлафор и чепец.(А. С. Пушкин)Я рад надеть зипун, онучи, Бежать назад за триста лет, Бежать готов я в лес дремучий, Где о прогрессе речи нет.(П. Вяземский) В чепчик с блондовой оборкой Да в капот облечена — Над козырною шестеркой Призадумалась она... (В. Венедиктов)
Он видный был мужчина, Изящных форм, с приветливым лицом, Одет в визитку: своего, мол, чина Не ставлю я пред публикой ребром. Внушается гражданством дисциплина, А не мундиром, шитым серебром. Всё зло у нас от глупых форм избытка, Я ж века сын — так вот на мне визитка! (А. Толстой)К окну поспешно он садится, Надев персидский архалук; В устах его едва дымится Узорный бисерный чубук. На кудри мягкие надета Ермолка вишневого цвета С каймой и кистью золотой, Дар молдаванки молодой. (М. Лермонтов)
ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: пряник, пряный, пряжа, пряжка?Этимологически родственные пряник и пряный. Пряник образовалось от «пряный», а «пряный» от «пьпьръ» – перец.Пряжа и пряжка не этимологически родственные к этим словам. Пряжа от «прясть». Ж/СТ . Пряжка исконно русское, образовалось от пряжь – «застёжка, пряжка». Также родственными к этим словам являются слова «прячь» и «супруг».

ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: век – веко – увечье - вечер?Этимологически родственные век и увечье. Век – первоначальное значение – сила, здоровьеУвечье – приставка У – отрицательное значение придаёт.Этимологически родственные веко и вечер. Веко – буквально «покрышка»Вечер – буквально «закрывающий день». К/Ч


ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: вор – врать – ворожить – врач – ворон – воронка - вороной?Вор – вьрати – «врать» Первичное значение «лгун, обманщик»Врать – врач – исконно русские. Вьрати «говорить» + ЧЬВорон – вороной – общеслав. Буквально «цвета воронова крыла»Ворожит от ворог- врагТаким образом, этимологически родственными являются вор, врать, врач



ЭтимологияМожно ли считать этимологически родственными слова: верста – вертеть – верстак – сверстник – вертел - время?Верста – от основы «вертеть» Первичное значение «оборот плуга», затем «расстояние от одного до другого поворота плуга»Вертеть – вертел – от основы «вертеть». Буквально «то, что вертят, когда жарят мясо»Время (старослав.) – первоначальное значение «возвращение, чередование дня и ночи».Сверстник – от верста, буквально «те, у кого вёрсты одинаковые»Верстак – от верстать – «делать, собирать»



Задание по русскому языку (6 класс)Разобрать предложение Проснулись красногрудые малиновки. (синтаксический разбор)Объясни этимологию слова МАЛИНОВКА Кажется очевидным, что птичка как-то связана с малиной. То ли она малинового цвета, то ли живет в малиннике, то ли часто лакомится этой ягодой. Однако на самом деле – ни первое , ни второе, ни третье. И вообще она … не малиновка. Живущая в наших лесах серая птичка с рыжей грудкой имеет собственное имя – зарянка. В народе же её величают малиновкой за мелодичное пение. Исстари на Руси мелодичный колокольный звон называли «малиновым». От него-то птичке и досталось ее народное название. Но какое отношение колокольный звон имеет к малине? Представь себе - никакого! Название «малиновый происходит от бельгийского города Малин, колокола которого славились мелодичным звоном
Этимология Рассказать о традиционных русских постройках, которыми являлись изба, терем, хоромы, палаты, горница, светлица и т.д.Дать не только лингвистический комментарий, но и культурно-исторический, привести примеры из русской литературы.Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы С. ЕсенинЖивет моя отрадаВ высоком терему Слова из песниВ палатах видит он свою старухуЗа столом сидит она царицей… А.С.Пушкин
Примеры (Определите расстояние в предложенных примерах, указав при этом, из каких литературных произведений они взяты)От имения Одинцовой до имения Базаровых — 25 вёрст. Сколько это километров?(26,75 км ;И.С.Тургенев «Отцы и дети»)Имение Манилова находилось в 15 верстах от городской заставы. Сколько километров проехал к нему Чичиков? (16 км.; Н.В.Гоголь «Мёртвые души») Имение Простаковой находилось в трёх верстах от города. Учителя Митрофанушки приходили к нему на уроки пешком. Сколько километров они проделывали туда и обратно ежедневно? (6,42 км; Д.И.Фонвизин «Недоросль») Это интересно До введения в 1925 году метрической системы мер и международной системы единиц в России действовали так называемые русские меры, которые постоянно встречаются в произведениях дореволюционной литературы Литературно- языковое исследование. (10 класс)Обратитесь к известным произведениям литературы ХIХ века. Найдите примеры ,в которых используются слова со значением мер длины, веса и площади , переведите их подсчёт на современную метрическую систему . Составьте словарь «Для справок»
Литература 8 класс. Прочитайте песню «Ермак готовится к походу на Сибирь». Объясните, почему слагались песни про Ермака?Из учебника истории вы знаете, что поход Ермака был организован на средства купцов Строгановых, заинтересованных в торговых делах с сибирскими охотниками за пушниной.Как эти события передаются в песне? Какие конкретно – исторические, географические реалии в ней отражены?Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?Что роднит эту песню с былинами? (Отсутствие рифмы, это речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений, как и былина исполняется напевной речью, характерной особенностью являются повторы: На Яик идите – переход велик На Казань идите – Грозен Царь стоит, Грозен царь Иван сын Васильевич. Он на нас послал рать великую, Рать великую – в сорок тысячей.) Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.Постоянные эпитеты: труба (злата), зима (холодная), лето (теплое), царь (белый, православный).Непостоянные, конкретно-исторические: головы (повинные), казаки – люди (вольные)
Русский язык.8 класс. Языковые нормы.Значит, так сказать, ну, вообще… Перед нами так называемые слова-паразиты, нередко встречающиеся в недостаточно отработанной в литературном отношении речи, не несущие никакой смысловой нагрузки. Эту особенность нелитературной речи прекрасно подметили такие писатели как Н.В.Гоголь и А.П.Чехов. Приведите примеры предложений из литературных произведений, в которых присутствуют слова-паразиты и ненужные вводные слова 
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь! И.А.Бунин