Презентация по истории «вечной живописи» в русском искусстве


БОУ СПО «ОТСЛХ» «История «вечной живописи» в русском искусстве» Разработала воспитатель Наумова Марина Владимировна «Живопись – это выражение окружающего мира, прошедшее через сердца художника». В течение долгих веков живопись православного мира несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Мозаика Софийского собора в Киеве. 1040-е гг. Мозаика – красота и неповторимость, роскошь и великолепие… Мозаика (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum - , букв. посвященное музам) – один из видов монументального искусства. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня. Одними из основных видов материалов для мозаики являются смальта и стекло. Стеклянная мозаика часто используется для витражей в храмах, так как этот вид мозаики обладает стойкостью к жарким температурам и водоотталкивающими свойствами. Также стеклянной мозаикой украшают мебель, камины, фасады зданий, стены и полы. Мозаика из смальты использовалась многие века. После обработки смальта становилась прочной, морозоустойчивой и обладала сохранностью на века. Смальта изнутри кажется светящейся из-за пузырьков, хотя и не прозрачная. Смальта стоит дороже, чем стекло. В древности и в наше время очень красивой считается стеклянная мозаика со вставками из серебра или 24-каратного золота. Мозаичное искусство на Руси Появление мозаичного искусства на Руси датируется X в. – как раз после принятия христианства, для украшения первых храмов. Но сначала этот вид искусства встретил неожиданные препятствия из-за дороговизны смальты – основного материала, используемого для изготовления мозаики – который привозили из-за границы, отчего он стоил чрезвычайно дорого. Несмотря на дороговизну смальты, до нашего времени сохранились работы мастеров того времени в церкви Святой Софии (XI в.), а также в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. К сожалению, развитие технологии изготовления мозаики и украшения храмов остановилось из-за монголо-татарского ига, поэтому мастера теряли квалификацию, и тайны их мастерства были утрачены до XVIII в. Возродить «мозаичное художество» взялся М. В. Ломоносов. Он провел огромное количество опытов (около четырех тысяч!) и открыл способ получения смальты любого цвета. Потом было создана и мастика – состав, которым смальта скреплялась на медном подносе, служившем основанием для мозаики. В марте 1764 года Ломоносов закончил мозаику «Полтавская баталия». Это самое выдающееся произведение русского мозаичного искусства за целое тысячелетие и достойное завершение всех трудов Ломоносова в области мозаики. Широко известен его мозаичный портрет Петра I. Картина «Полтавская баталия», помещена в конференц-зале Петербургской Академии наук. Середина XIX века стала важным событием для мозаичных мастеров, так как тогда была организована мастерская Императорской Академии художеств, где начали обучаться первые художники. Смальты в России были созданы химиками из Ватикана – братьями Бонафеде, которые создали до 17 различных оттенков Частная мастерская династии Фроловых создала особенный стиль модерна в этом виде искусства. За художественным уровнем работы мастерской пристально наблюдала Академия художеств. За короткий период времени, до 1917 года, мастерская смогла изготовить мозаики для внутреннего и внешнего убранства храма Спаса на Крови, а также украсить церкви России и храмы некоторых других европейских стран. С этой мастерской сотрудничали самые настоящие мастера художественного дела, а также известные архитекторы тех времён: Л.Н.Бенуа, В.М. Васнецов, Н. Рерих и прочие. Стены, стены, стоны…Восторженных вздохов тонны.Взгляд доверчивый, нежный.В душе возродится надежда… Мастерская Фроловых работала и после революции – в 1930-е годы её работа курировалась президентом Академии художеств СССР И.И. Бродским. Мастера изготовили мозаичные украшения для театра им. В.Э. Мейерхольда, реставрировали и сохраняли мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а также герб павильона в СССР для всемирной выставки в Париже Не гаснут куполов знамена.Кресты злачёные блестят.Глаза печальные с иконыСквозь слезы на меня глядят… Во время и сразу после войны художники и специалисты мозаичного дела уделяли внимание сохранению и восстановлению непревзойденных мозаик Ленинграда, но в целом на мозаики оставалось слишком мало сил. Новый этап начался в 1950-е. Начали создавать мозаичные украшения для метро в Ленинграде. Над созданием мозаичных украшений в различных городах работали художники: И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека и другие. Мастера, сохранившие технологии и традиции русского искусства, работали над украшением мозаикой станций метро: Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»). В настоящее время Россию без преувеличения охватил бум моды на мозаику. Выпускники и преподаватели ведущих художественных вузов стали принимать активное участие в украшении мозаикой церквей и соборов. Свобода стилистик и художественных направлений, а также развитие технологий предопределили успех мозаики как одного из ярких и вечных искусств. Помните – Русские Мы!В православии – наша сила.Мы сегодня выходим из тьмы,Она в прошлом Россию сгубила.Равнодушия лёд растопить…Каждый вспомнит пусть! Русские Мы!Христианство в душе возродить,Чтобы свет победил силу тьмы!