Исследовательская работа обучающихся 4 класса Старинные предметы быта


Исследовательская работа«Предметы быта»Исследовательская работа «Старинные предметы быта»Авторы:ученики 4 класса МБОУ «СОШ с. Святославка»Склярова Элина,Куликов Павел,Мозгунов Глеб,Бошоян Елена. Руководитель: учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Святославка» Войнова Л.В. Цель исследования: узнать, какие предметы использовались на Руси в быту, для чего они предназначались.Задачи: 1. Посетить школьный музей краеведения.2. Собрать материал о старинных предметах быта.Методы исследования:1. Рассмотрение экспонатов в школьном музее краеведения.2. Изучение справочной литературы и материалов сайтов сети Интернет.3. Обобщение и систематизация собранных материалов. Это мы- ученики 4 класса МБОУ «СОШ с. Святославка. Мы активные и любознательные.Нам нравится учиться- это так интересно. В этом нам помогают наши учителя. Каждый день узнаем что-то новое и не перестаем удивляться. А недавно мы узнали, что в нашей школе есть музей краеведения. Конечно мы там побывали. Вот это да!! Сколько интересных вещей. Есть над чем поработать. Вот какие предметы народного быта мы увидели в музее Эти предметы когда-то жили вместе с человеком, помогали в быту, в труде, были участниками праздников. Мы решили выяснить для чего предназначались эти удивительные вещи, как ими пользовались, когда они появились, найти аналоги данных предметов в современном мире. Вот что у нас получилось. Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Куде́ль — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения. Чесалка- орудие для чесания льна, шерсти и т.п Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Рубель (ребрак, пральник)  — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица:«Не мытьем, а катаньем». Утюги Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. И начинали «гладить» этой «сковородой» вместо утюга. Конечно, это было очень опасно – гладить таким прибором! Искры и мелкие угли вылетали из жаровни и оставляли на одежде следы или даже дырки! Так же гладили одежду и в средние века — «сковородкой» — жаровней. На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук. У нас такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. Первое письменное свидетельство наличия в обиходе утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора отмечено: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицину палату утюг железный». В XVIII веке уже было налажено промышленное производство «духовых» утюгов: их производили Демидовский и некоторые другие литейные заводы. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи. Готовили пищу в горшках. В нем можно было и подавать еду на стол. Делали горшки из глины, обжигая при этом на огне. Горшки можно было увидеть и на кухне у царя, и у простого крестьянина. Они представляли собой сосуды округлой формы, которые прекрасно переносили условия русской печи. Причем нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон. Цвет у этого предмета обихода был обычно красный, коричневый, черный. Горшок иногда украшали росписью орнаментами. Самовар издавна считался символом русского гостеприимства, он был неотделимой частью жизни нашего народа. Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Ухва́т или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач. Много интересного мы узнали о предметах старинного быта, выяснили для чего они предназначались, как использовались. За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело.  Эти вещи нашли свое применение в современной жизни. Они изменились внешне, но сохранили свое главное предназначение: делать быт человекакомфортным.