Презентация по литературе на тему П.П.Бажов. Медной горы Хозяйка (5 класс)


Павел Петрович Бажов Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Он любил слушать старых бывалых людей, знатоков прошлого. Позже, работая учителем, Бажов в течение пятнадцати лет - каждый год во время школьных каникул - пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Рукописи П.П.Бажова.Автограф П.П.Бажова. Урал – сокровищница России. Малахит – уральский камень.Природный минерал. Малахит – уральский камень.Изделия из малахита. «Книга сказов П.П. Бажова – «Малахитовая шкатулка» - впервые была опубликована в 1939 году. С тех пор в течение почти пятнадцати лет Бажов пополнял свою «Шкатулку» новыми сказами. С годами сборник был переведен на множество языков мира. Лексическая работа с текстом сказа «Медной горы Хозяйка».Парун чистый – жаркий деньОба в горе робили - работалиИ там протча, что пойдёт – другоеЭтот и вовсе изробленный - изработавшийсяИ кашлял завсе – всегда, частоИз себя ладная – стройнаяАртуть девка – подвижнаяЛопочет что-то – шепчетСлово молвить – сказать Лексическая работа с текстом сказа «Медной горы Хозяйка».Виду не оказывает - показываетОбробеть – струситьНаигрыш вести- заговариватьЗемли незнатко – невидноПарню забедно стало – обидноЯ в горе роблю - работаю Душному козлу – вонючемуКрепость – крепостные людиГалились над человеком – издевалисьКаелкой - киркой Лексическая работа с текстом сказа «Медной горы Хозяйка».Звосияло – засиялоОт слова не отпорна – не откажусьЖенский прибор – украшенияПерстом – пальцемШтольня – щель в гореПосмеяться ладил – хотелСметил дело – догадалсяМеня уж раз оплели– обманулиЗдоровьем хезнул – ослабелНа глазах таял – быстро слабелВ осенях - осенью Итак, в Уральских сказанияхХозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. 1. Хозяйка-владычица. В ведении Хозяйки находятся подземные недра. Здесь ее дом, лес, сад, приданое (драгоценные камни и изделия горных мастеров).2. Хозяйка-искусительница. Она любит «мудровать» над человеком, искушая его красотой и богатством.3. Хозяйка-хранительница. Подземные богатства не только находятся в ее власти, но и под ее охраной. Кроме того, Хозяйка хранит тайну красоты, воплощенную в каменном цветке и зависящую от знания красоты тайну высокого мастерства. Соответственно, она связана плодородием (можно назвать его «каменным плодородие»), с творчеством и вдохновением.4. Хозяйка-дарительница и помощница. Наделяет своими дарами людей смелых, целеустремленных, пытливых, талантливых, верных и честных. Дар дается как ценная помощь или «памятка». Рассказ о Степане.Степан жил еще при крепостном праве, то есть до 1861 года. Жил он на Урале в местности, где были шахты и рудники, недалеко от Гумешек и Красногорского рудника. Покосы у него были за Северушкой. Степан «робил в горе», то есть добывал на Гумешках в шахте малахит-руду. Он был молодой парень, неженатый, но работа в горе плохо сказывалась на здоровье. Рассказчик говорит, что «в глазах у его зеленью отливать стало». У Степана была невеста, сиротка Настасья. Однажды Степан с товарищем пошел траву на покосе смотреть, да заснули они оба у Красногорского рудника. Степан проснулся, точно его в бок толкнули, и увидел девку у большого камня. По одежде он понял, что это сама Хозяйка Медной горы. Хозяйка приказала Степану передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника, и пообещала выйти замуж за него, если он выполнит ее наказ. Степан не хотел жениться на ящерке, но ему было стыдно оказаться хвастуном, и он передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался, велел выпороть Степана и в забое приковать на цепь. Хозяйка помогла ему выполнить урок и отвела в свои комнаты смотреть приданое. Гора расступалась перед ней, получался ход, будто штольня, а дальше — комнаты с драгоценными камнями. Но Степан не позарился на красоту и отказался брать Хозяйку в жены. Малахитница обрадовалась, что Степан оказался честным, смелым и нежадным человеком, и обещала ему помочь: вызволить его от приказчика и устроить его жизнь. Но поставила третье условие: чтобы Степан забыл о ней. Степан вернулся в свой забой. Надзиратель перевел его в другой забой, а Степан по-прежнему добывает хороший малахит. Приказчик пообещал ему выпустить его на волю, если он найдет малахитовую глыбу во сто пуд. Расковал Степана и дал приказ прекратить работы на Красногорке. Степан нашел глыбу, но приказчик обманул его, не дал воли. Барин пообещал Степану отпустить его на волю, если он найдет огромные малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы. Степан потребовал сначала написать вольную для себя и для невесты Насти, а потом уже начал искать глыбы. Когда нашел, из этих глыб сделали столбы в церковь. Степан не смог забыть Хозяйку. Он женился, построил дом, родились дети, но Степан начал болеть, таять на глазах. Он купил ружье и стал ходить как будто бы на охоту. Умер он на том месте, где впервые встретил Хозяйку Медной горы. Когда люди нашли мертвого, над ним плакала большая зеленая ящерка. Подарок Хозяйки, горсть медных изумрудов, Степан не продал, тайно сохранял, «с ними и смерть принял». Почему Медной горы Хозяйка выбрала Степана Петровича?Он был честным, работящим парнем«Простой человек, обыкновенный. Помялся-помялся Степан, да и говорит:- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.-Мне как раз такого и надо, который никого не боится.


Как отнеслась малахитница к отказу Степана жениться на ней?- Молодец, - говорит, - Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку…-Легко ли ей произнести такие слова?

«Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка!» Хозяйка Медной горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло …даже если оно адресовано не ей.

А почему Степан счастья-то в жизни не испытал, а стал невеселый, хворый? Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность.

Чему учит этот сказ?Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам, человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.
style.fontFamily « Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где – то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть . Малахит – руду добывали, лазоревку тоже. Ну , когда королёк с витком попадал и там протча, что подойдёт.Один – от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, щёки будто зеленью подёрнулись. И кашлял завсе тот человек.» Прочитав начало сказа , мы узнаём о том, что в те времена на Гумёшках, так же , как и на территории всей Руси , существовало крепостное право. Рабочие Уральских заводов были крепостными, прикреплёнными к тем заводам, на которых они работали, и являлись собственностью хозяев – заводчиков.Из сказа мы узнаём о том, что день был праздничный, поэтому два парня отправились за Северушку, чтобы проверить, не пора ли уже начинать покос. Раз заводские парни ещё и косили, значит у них было какое – то хозяйство. (У Степана , нам известно, была корова и лошадь.)Оба парня уснули на траве , т. к. они оба «изробленные», у одного «в глазах зеленью отливать стало», а у другого и «в глазах зелено, и щёки будто зеленью подёрнулись, и кашлял завсе* тот человек.» Т.е. и молодой парень , и постарше были уже больны от тяжёлой работы на руднике, даже лица их имели зелёный оттенок. За дерзость приказчик приказал Степана сначала выпороть, а потом приковать в забое на длинную цепь, чтобы работать мог. « -Выпороть его- кричит приказчик , да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и урок спрашивать без поблажки. Чуть что – драть нещадно. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы , значит, работать можно было. Известно, какое время было – крепость*. Всяко галились над человеком. Надзиратель ещё и говорит:- Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько – то , - и назначил вовсе несообразно.»Из этой сцены нам стало известно о телесных наказаниях ,уроках и штрафах, которым подвергали дерзких или провинившихся рабочих. Рассказчик в этом эпизоде сочувствует Степану- «всяко галились* над человеком» т. е издевались.Надзиратель объявил Степану, что если тот найдёт малахитовую глыбу, то приказчик его освободит от крепостной зависимости. « Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдёт».«Вскорести нашёл им Степан глыбу такую. Выволокли её наверх. Гордятся, - вот – де мы какие, а Стапану воли не дали. О глыбе написали барину, тот и приехал из самого , слышь –ко, Сам –Петербурху*. Узнал, как дело было , и зовёт к себе Степана.» Степана обманули, он остался опять крепостным .И дворянскому слову барина, который обещает ему вольную за то, если Степан найдёт « столбы не меньше пяти сажен длиной»,он уже не верит. «Учёный я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду..»Получив вольную, не долго прожил Степан . «Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул*. Так на глазах и таял.» Бажов на страницах своих сказов говорит о том, что «у мраморных» не долог век, т.е. у людей, которые работают с камнем на рудниках «недолог век» - недолго живут на свете , быстро умирают от тяжёлого труда в забое. ВыводКрепостное право – явление антигуманное. Бажов восхищается работой горных мастеров, их талантом и умением. Главные герои сказов Бажова- люди честные, справедливые, талантливые, творчеством и смекалкой этих людей славилась земля уральская. Автор обеспокоен судьбой героев, их тяжёлой жизнью, крепостной неволей, ранней смертью.тяжело жилось рабочим во время крепостного права.«До бога высоко , до царя далеко…» Да и не верил народ в справедливого барина, примером тому служит эпизод со Степаном, которому пообещали «вольную» и обманули.Поэтому –то отражение тяжёлой жизни горняков , их понимание «земных чудес», их мечта о других условиях жизни, мечты о вечной справедливости - олицетворяет собой образ Хозяйки Медной горы. Понятия «сказа» и «сказки». Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. Сравнительно – сопоставительный анализ сказки и сказа.Критерии анализа:Наличие зачина.Образ рассказчика.Характеристика героев.Основа сюжета. Отличия сказа от сказки.Сказка.Есть традиционный зачин.Нет образа рассказчика.Волшебные герои или добрые, или злые.Не имеют реальной основы.Сказ.Зачина нет.2. Есть образ рассказчика.Нет чёткого деления героев на добрых и злых.Имеют реальную основу. «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека». П. П. Бажов